Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2000 г. N Ф03-А59/00-2/300
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования - Моисеева С.Г. - юрисконсульт, довереннсть N 01-44 от 05.01.2000 г., рассмотрел кассационную жалобу Администрации г. Холмска и района Сахалинской области на Решение от 11.11.99 г., Постановление от 13.01.2000 г. по делу N А59-4376/99-С5 арбитражного суда Сахалинской области, по иску Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования к Администрации г. Холмска и района Сахалинской области о взыскании 2511700 руб.
Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации г. Холмска и района о взыскании страховых взносов за неработающее население и пеней за просрочку их уплаты в общей сумме 2511700 руб.
Решением суда от 11.11.99 г. исковые требования удовлетворены. Свое решение суд мотивировал тем, что в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" и договором обязательного медицинского страхования N 1 от 01.04.97 г. ответчик является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2000 г. решение суда оставлено без изменения по этому же основанию.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции, Администрация города Холмска и района подала кассационную жалобу, в которой просит принятые по делу с нарушением норм материального права судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы Администрация ссылается на статью 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", которой установлено, что страхователями для неработающего населения при обязательном медицинском страховании, наряду с местной Администрацией, являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономного округа, краев и областей. Поэтому вывод суда о том, что плательщиком страховых взносов за неработающее население является только местная Администрация, не соответствует указанному Закону.
Статья 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Порядок дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 41 от 23.01.92 г., предусматривают, что в случае недостатка средств в бюджете местной Администрации, взносы на обязательное медицинское страхование дотируются из вышестоящего бюджета.
Следовательно, исходя из содержания названных норм, полагает ответчик, Администрация уплачивает страховые взносы только в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на здравоохранение. Так как неуплата страховых взносов вызвана недостатком денежных средств, ответственность по делу должна нести Администрация Сахалинской области.
Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и местная Администрация. Статьей 4 названного Закона определено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами страхования (страхователем и страховой медицинской организацией).
Администрацией г. Холмска и района и страховой медицинской компанией "Сахалин-Акомс-Мед" заключен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан N 1 от 11.04.97 г., согласно которому Администрация г. Холмска и района приняла на себя обязательство по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за неработающих граждан. При этом договором установлено, что уплата страховых взносов производится в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования на счет Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Договором также определена общая численность застрахованных и размер платежа за каждого застрахованного.
Таким образом, Фонд обязательного медицинского страхования обоснованно обратился с иском к Администрации о взыскании страховых взносов за неработающее население.
Поскольку, при рассмотрении спора установлено, что ответчик страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования не перечислял, вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности исковых требований фонда, соответствует закону.
Администрация города Холмска и района, не оспаривая наличие и размер задолженности, ссылается на то, что поскольку страховые взносы не перечислялись из-за отсутствия денежных средств в местном бюджете на эти цели, задолженность по страховым взносам подлежит взысканию с Администрации области, которая обязана в таких случаях производить дотацию страховых взносов.
Статья 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан РФ" и Порядок дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, действительно, устанавливают, что при формировании бюджетов территорий, в случае недостатка средств для страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусматривается целевая дотация из бюджетов вышестоящих органов исполнительной власти.
Однако отсутствие денежных средств в местном бюджете на уплату страховых взносов и отсутствие дотаций страховых взносов из областного бюджета, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как плательщиком страховых взносов по рассматриваемому спору является Администрация города, а вопрос о дотации страховых взносов не является предметом спора по данному делу и подлежит разрешению в самостоятельном порядке Администрацией города и области.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.11.99 г. и Постановление апелляционной инстанции от 13.01.2000 г. Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-4376/99-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2000 г. N Ф03-А59/00-2/300
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании