Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 октября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1983
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца: Саксонова С.Н. - представитель по доверенности N 1-15/4431 от 04.06.2001, от ответчика: Белогубцева М.А. - начальник отдела по доверенности N 2563 от 19.04.2001, рассмотрел кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края на решение от 02.08.2001 по делу N А73-3928/2001-4 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края к Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска о признании государственной собственности Хабаровского края на здание.
Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска о признании государственной собственности Хабаровского края на здание, расположенное в г. Хабаровске по ул. Волочаевская 59а.
В принятии дополнительного требования об изъятии имущества из чужого незаконного владения, предъявленного истцом до вынесения решения, судом, определением от 04.07.2001 отказано на основании ст. 37 АПК РФ.
Решением от 02.08.2001 в удовлетворении исковых требований отказано. Данный судебный акт мотивирован тем, что спорное здание в силу действующего в тот период законодательства отнесено к муниципальной собственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края предлагает решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что государственное имущество, находящееся в пользовании завода строительных материалов и изделий из пластмасс, передано в собственность Хабаровского края в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 22.10.1992 N 815 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества" в государственную собственность Хабаровского края".
По его мнению, на момент передачи завода в краевую собственность здание детского сада находилось в ведении (на балансе) завода и входило в состав имущества переданного в краевую собственность. Согласно п.п. 3, 4, 7 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", для объекта, переданного в собственность края, предусмотрен иной порядок передачи в муниципальную собственность.
Кроме того, истец считает, что Постановление Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 (Приложение 2 п. 7) допускает нахождение в собственности края объектов народного образования.
Заявитель указывает в своей жалобе на то обстоятельство, что судом не были исследованы представленные Комитетом доказательства об изменении назначения здания и использование его не в качестве дошкольного учреждения.
Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласен. Считает, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права и просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, поддержали в полном объеме.
Рассмотрение дела откладывалось в порядке ст. 120 АПК РФ с 09.10.2001 на 15.10.2001 на 16 часов.
Изучив материалы дела, доводы заявителя жалобы и возражения ответчика, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, решением шестой сессии двадцать первого созыва Хабаровского Краевого Совета Народных депутатов от 10.10.1991 Хабаровский завод строительных материалов и изделий из пластмасс, входящий в состав объединения "Хабаровскстройматериалы", был включен в перечень предприятий, предложенных Верховному Совету РСФСР для утверждения в составе государственной собственности Хабаровского края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.1992 N 815 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность края" государственное имущество, находящееся в пользовании завода строительных материалов и изделий из пластмасс передано в собственность Хабаровского края.
Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края полагая, что на момент передачи завода в краевую собственность здание детского сада, находясь в ведении (на балансе) завода строительных материалов вошло в состав имущества, переданного в собственность Хабаровского края и в настоящее время спорное здание принадлежит ему на праве собственности.
Между тем, Хабаровским Краевым учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на указанный выше объект зарегистрировано право муниципальной собственности.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском к ответчику.
Принимая решение об отказе Комитету в иске, арбитражный суд исходил из следующего.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В Приложении N 3 (п. 2) к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 значатся объекты относящиеся к муниципальной собственности, в том числе - "учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта".
При исследовании доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, арбитражный суд правильно применил Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991, Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в РФ" и пришел к обоснованному выводу о том, что здание "Детского сада N 170" по ул. Волочаевская, 9а является объектом муниципальной собственности.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом при вынесении решения п.п. 3, 4, 7 названного выше Постановления Верховного Совета РФ и Постановления Правительства РФ от 22.10.1992 N 815, несостоятельны и судом кассационной инстанции во внимание не принимаются, поскольку здание "Детского сада N 170", в отношении которого возник спор, является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу закона - Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1. В связи с этим, арбитражный суд при определении принадлежности спорного имущества на праве собственности ответчику, правомерно руководствовался Приложением N 3 указанного выше Постановления Верховного Совета РФ.
Кроме того, судом сделан правильный вывод относительно спорного объекта (ныне муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 170") который может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Иные доводы Комитета о факте невключения в уставный капитал ОАО "Хабаровский завод строительных материалов и изделий из пластмасс" спорного здания, о том, что спорное имущество числилось на балансе завода, об исключении ОАО "Хабаровский завод строительных материалов и изделий из пластмасс" из Единого краевого реестра 22.02.2001, а также о том, что спорное здание как дошкольное учреждение администрацией города в настоящее время не используется, судом во внимание не принимаются как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, арбитражным судом не допущено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что состоявшийся судебный акт, соответствует обстоятельствам дела и закону, поэтому решение от 02.08.2001 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 5 закона РФ "О государственной пошлине" Комитет по управлению имуществом Хабаровского края освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.08.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3928/2001-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 октября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1983
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании