Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 мая 2001 г. N Ф03-А80/01-2/852
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования на Решение от 09.02.2001, Постановление от 04.04.2001 по делу N А80-272/2000 Арбитражного суда Чукотского автономного округа по иску Прокурора Чукотского автономного округа в интересах Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования к Администрации города Анадыря о взыскании недоимки по взносам в сумме 18041313 рублей, пени - 8867191 рубль и штрафа - 339996 рублей.
Прокурор Чукотского автономного округа обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском в интересах Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее ЧТФОМС) к Администрации города Анадыря о взыскании недоимки по взносам 18041313 рублей, пеней - 8867191 рублей и штрафа в сумме 339996 рублей с обращением взыскания на имущество.
С учетом Определения арбитражного суда от 06.03.2001 об исправлении арифметической ошибки в решении суда от 09.02.2001, иск удовлетворен частично: взыскано 1440817 рублей - недоимки, 2257946 рублей - пени и 200836 рублей штрафа с обращением взыскания на имущество.
Постановлением от 04.04.2001 апелляционная инстанция решение оставила без изменения.
Обе судебные инстанции, удовлетворяя иск в части, исходили из того что, согласно нормативу платежа в размере 217 рублей на одного неработающего жителя, количество которых согласовано истцом и ответчиком, страховые взносы за спорный период Администрацией города Анадыря как страхователем перечислялись ЧТФОМС в объеме, сформированном городским бюджетом. Принимая во внимание размер погашенных взносов, арбитражный суд пришел к выводу о том, что взысканию подлежит разница между суммой, утвержденной бюджетом, и фактически перечисленной ЧТФОМС, а пени взысканы согласно расчету, вставленному ответчиком. Сумма штрафа судом исчислена с учетом недоимки по состоянию на 31.12.1999.
На данные судебные акты истцом подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит их отменить и принять новое решение о взыскании 9021361 рубля недоимки, 2311562 рублей пеней и штраф 272898 рублей. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к тому, что судебными инстанциями неправомерно признано, что отсутствие средств в городском бюджете является основанием для освобождения Администрации города Анадыря от возложенной на нее обязанности по уплате страховых взносов за неработающее население. Не возражая по существу об установленном судебными инстанциями нормативе платежа на одного неработающего жителя, заявитель ссылается на действующий Порядок дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных предприятиях, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41, "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (далее - постановление Правительства РФ от 23.01.1992 N 41) согласно которому, в случае достатка средств для уплаты страховых взносов на неработающее население в бюджете местной администрации, страховые взносы дотируются за счет вышестоящего бюджета, в данном случае бюджета автономного образования. На этом основании заявитель полагает, что арбитражный суд неправомерно посчитал исполнение ответчиком обязанности по уплате взносов при недостатке средств для страховых взносов в бюджете города Анадыря, в том числе при формировании бюджетов 1999, 2000 годов.
Поскольку истец не согласен с определением взысканного арбитражным судом размера страховых взносов, им оспорен и размер пеней. Относительно взысканной суммы штрафа, заявителем указано на неправильно установленную судебными инстанциями сумму страховых взносов, в результате чего сумма штрафа занижена.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив законность принятых судебных актов, кассационная инстанция считает, что они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, во исполнение договора от 09.06.1998 N 01/134 между ЧТФОМС (страховщик по условиям договора) и Администрацией города Анадыря с изменениями к нему о продлении действия до 01.01.2003, последняя приняла на себя обязательство по осуществлению платежей на обязательное медицинское страхование как страхователь неработающих граждан.
В результате камеральных проверок расчетов, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население за период с 01.07.1999 по 01.07.2000, с учетом измененного в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции периода до 31.12.2000, истцом установлено, что страхователем не полностью осуществлены платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения г. Анадыря. Согласно представленным сторонами сведениям суд установил, что к 1 июня 1999 года количество неработающих граждан составило 4162 человека, а в 2000 году - 4640 человек. Исходя из тарифа на одного неработающего в размере 217 рублей арбитражный суд пришел к выводу о том, что сумма страховых взносов за указанный период, подлежащая перечислению ЧТФОМС, составила 17540544 рубля.
Между тем при формировании бюджетов за проверяемый период взносы на обязательное медицинское страхование Советом депутатов города Анадыря утверждены на 1999 год в сумме 9000000 рублей, на 2000 год - 960000 рублей. Сторонами не оспорен факт о произведенных в ЧТФОМС платежах за весь период на сумму 8519183 рубля.
В этой связи арбитражный суд согласился с позицией Администрации города Анадыря о том, что недоимка составляет 1440817 рублей, как разница между суммами по бюджетным формированиям на перечисление взносов и фактическим платежам. Таким образом, судебные инстанции сделали вывод о исполненной страховщиком обязанности по уплате страховых взносов в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Фактически подлежащая перечислению сумма страховых взносов 17540544 рублей ответчиком не оспорена.
Вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41, Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет вышестоящих бюджетов, в том числе бюджетов автономных образований.
Доводы ЧТФОМС о том, что судом не проверено использование администрацией города Анадыря возможности по дотированию страховых взносов из вышестоящего бюджета принимаются во внимание.
Из сообщения департамента по финансам Чукотского автономного округа (том 4 л.д. 183) следует, что при расчете трансферта (финансовой помощи) бюджета муниципального образования города Анадырь на 2000 год учитывались расходы на содержание здравоохранения, в том числе на неработающее население в сумме 23457000 рублей.
Однако судом не установлено, направлялась ли какая-либо сумма из названной на перечисление взносов в фонд обязательного медицинского страхования в 2000 году. Эти же обстоятельства не проверены в отношении финансовой помощи в 1999 году.
В нарушение требований статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция по доводам апелляционной жалобы истца не проверила правомерность представленного ответчиком расчета пеней и штрафа в размере 10%, предусмотренного абзацем 2 пункта 27 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 (с изменениями от 05.01.2000), за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам.
По мнению истца, за 4 квартал 1999 года страховые взносы в отчетном квартале составляют 2728992 рубля (том 4 л.д. 235), следовательно, штраф в размере 10% от причитающихся к уплате в отчетном квартале страховых платежей составляет 272899 рублей.
Судебными инстанциями взысканная сумма штрафа 200836 рублей исчислена с учетом произведенных ответчиком платежей согласно его расчету. При этом судом не дана оценка обстоятельствам дела о фактически сложившейся сумме страховых платежей в 4 квартале 1999 года без учета предусмотренных в бюджете города на 1999 год размера этих платежей, и не проверен срок давности взыскания штрафа в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебные акты приняты по недостаточно полно исследованным обстоятельствам дела, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить правомерность перечисления страховых взносов Администрацией города Анадыря ЧТФОМС не фактически сложившегося размера 17540544 рублей, а согласно установленным бюджетом суммам. Подлежат проверке представленный ответчиком расчет пеней, штрафа с учетом требовании вышеназванной Инструкции, а также порядок досудебного урегулирования спора.
Кроме того, суду необходимо предложить истцу уточнить предмет исковых требований, так как во вводной части решения суда указаны суммы недоимки, пеней и штрафа без учета дополнений к иску от 09.02.2001 (том 4 л.д. 195). При этом следует иметь в виду представленный в апелляционную инстанцию расчет суммы иска, который не соответствует расчету от 09.02.2001.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.02.2001, Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2001 арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу N А80-272/00 отменить, дело передать на новое рассмотрение в этот же суд. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2000 г. N Ф03-А51/00-1/483
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании