Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 мая 2001 г. N Ф03-А80/01-2/816
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Чукотского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на Решение от 25.01.2001 г. по делу N А80-278/2000 арбитражного суда Чукотского автономного округа, по иску Чукотского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды к Чукотскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о возврате излишне взысканной пени в сумме 763419 рублей и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами - 315978 рублей 89 копеек.
Чукотское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обратилось в арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к Чукотскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о возврате излишне взысканной пени в сумме 763419 руб. и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами 315978 руб. 89 коп. Иск мотивирован тем, что при исчислении пени за просрочку уплаты страховых взносов ответчик должен был использовать процентную ставку, предусмотренную пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, а не 1% от суммы недоимки за каждый день просрочки уплаты страховых взносов.
Решением от 25.01.2001 в иске отказано. При разрешении спора суд руководствовался частью 6 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 г. Согласно указанной норме до введения в действие статьи 13 Кодекса взносы в государственные социальные внебюджетные фонды не относятся к федеральным налогам. Следовательно, при исчислении пени за просрочку уплаты страховых взносов необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018, а не Налоговым кодексом РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На решение суда первой инстанции истцом подана кассационная жалоба, в которой предлагается указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы приведены следующие доводы. Заявитель жалобы полагает, что при разрешении спора суд не учел несоразмерность сумм недоимки и пени, и, в соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, не уменьшил сумму пени до размера основного долга. Кроме того, с 01.01.99 г. при исчислении пени на недоимку, образовавшуюся как до, так и после указанной даты, применяется процентная ставка, установленная пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя жалобы, в результате неприменения данной нормы, суд принял незаконное решение и взыскал пеню сверх установленного законом размера.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик отклонил доводы истца, указав, что до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ при взыскании страховых взносов во внебюджетные фонды следует руководствоваться нормативными актами прямого действия, что и сделал суд при разрешении спора. Поэтому ответчик считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством и просит оставить его без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Чукотский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сентябре 1999 года провел проверку правильности исчисления и уплаты истцом взносов за период с 01.01.97 по 30.06.99. Обнаружив недоимку, ответчик начислил на нее пеню в сумме 897868 руб. При исчислении пени ответчик исходил из ставки равной 1% от суммы недоимки за каждый день просрочки. Пеня взыскана в бесспорном порядке по инкассовым Распоряжениям N 81 и N 82 от 26.10.99. На момент взыскания пени действовала часть первая Налогового кодекса РФ с изменениями на 17 августа 1999 года. Согласно пункту 2 и 4 статьи 30 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. Следовательно, при начислении пени ответчик должен был руководствоваться статьей 75 Налогового кодекса РФ и осуществлять расчет по ставке равной 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент исчисления пени. При этом расчет пени по указанной ставке производится за весь проверяемый период, так как согласно пункту 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Кроме того, подлежащая взысканию сумма пени не должна превышать сумму неуплаченного сбора.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для отказа в иске в части применения налогового законодательства при исчислении пени за несвоевременное перечисление взносов в фонд обязательного медицинского страхования и возврата излишне взысканной суммы пени. Суду следовало обязать стороны произвести расчет суммы пени по ставке, указанной в статье 75 Налогового кодекса РФ и с учетом суммы неуплаченного сбора определить излишне взысканную сумму пени. Ввиду того, что при разрешении спора данные обстоятельства судом не исследовались, решение в этой части подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Чукотского автономного округа. При новом рассмотрении дела суду необходимо установить сумму недоимки по страховым сборам, и, руководствуясь статьей 75 Налогового кодекса РФ, определить сумму пени, подлежащую уплате в фонд обязательного медицинского страхования, а также излишне уплаченную сумму пени, подлежащую возврату.
В части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренного статьей 395 Гражданского кодекса РФ, иск правомерно оставлен судом без удовлетворения. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.01.2001 по делу N А 80-278/2000 арбитражного суда Чукотского автономного округа изменить.
В части отказа Чукотскому территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в иске о взыскании излишне уплаченной пени в сумме 763419 руб. решение отменить и передать дело в этой части на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Чукотского автономного округа.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2001 г. N Ф03-А80/01-2/816
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании