Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 августа 2001 г. N Ф03-А37/01-2/1494
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу предпринимателя С.З. на Решение от 06.04.2001, Постановление от 07.06.2001 по делу N А37-303/01-3а Арбитражного суда Магаданской области, по иску предпринимателя С.З. к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 1 по г. Магадану о признании Решения от 26.02.2001 N СБ-02-4/1343 недействительным.
Предприниматель без образования юридического лица С.З. обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с иском о признании недействительным Решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Магадану (далее - инспекция по налогам и сборам) от 26.02.2001 N СБ-02-4/1343 о взыскании штрафных санкций в сумме 5000 рублей за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Решением арбитражного суда от 06.04.2001, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2001, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом, суды обеих инстанций исходили из того, что в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 "Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917) (далее - Перечень) осуществление торговли с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами должно осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Не согласившись с принятыми судебными актами предприниматель С.З. подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, признать Решение инспекции по налогам и сборам от 26.02.2001 N СБ-02-4/1343 недействительным. При этом истец считает, что торговая деятельность в помещении постоянно действующей выставки-ярмарки может осуществляться без применения контрольно-кассовой машины в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 указанного Перечня.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалами Дела установлено что, 24.02.2001 инспекцией по налогам и сборам совместно с органами налоговой полиции проведена проверка соблюдения требований Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1) в торговой точке, принадлежащей предпринимателю без образования юридического лица С.З. (свидетельство о государственной регистрации от 10.05.1995 серии ИД N 3777) и расположенной на третьем этаже помещения ОАО "Идея" по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская, 66. В ходе проверки выявлено нарушение требований указанного Закона, выразившееся в неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
На основании Акта проверки от 24.02.2001 N 4/6 и других представленных в Деле доказательств налоговым органом 26.02.2001 принято Решение N СБ-02-4/1343 о наложении на предпринимателя С.З. штрафа в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Согласно статье 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе и гражданами - предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Как следует из материалов дела, при реализации джемпера мужского по цене 450 рублей, в торговой точке, принадлежащей С.З. контрольно-кассовая машина не применялась. В ходе проверки установлено, что в указанной торговой точке контрольно-кассовая машина отсутствует. Факт неприменения контрольно-кассовой машины при реализации товара не оспаривается и самим истцом.
В соответствии со статьей 7 Закона от 18.06.1993 N 5215-1 предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу (с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П) в размере от 50 до 100 минимальных месячных оплат труда.
Из материалов дела видно, что предприниматель С.З. осуществляет торговую деятельность по реализации непродовольственных товаров в торговой точке, представляющей собой открытый прилавок, расположенный на территории постоянно действующей выставки - ярмарки, организованной на базе помещений ОАО "Идея" в соответствии с Постановлением Администрации города Магадана от 03.05.1995 N 1009 и Постановлением Администрации Магаданской области от 18.09.1995 N 164.
Подпунктом "е" пункта 2 вышеназванного Перечня предусмотрено, что юридические и физические (граждане-предприниматели) лица вправе осуществлять деятельность по торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли без применения контрольно-кассовых машин, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Следовательно, утверждение заявителя жалобы о том, что торговля производилась с открытого прилавка и в соответствии с Перечнем утвержденным Постановлением Правительства Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (с учетом изменений и дополнений), истец не обязан применять контрольно-кассовую машину, в данном случае, судом не может быть принят во внимание, поскольку денежные расчеты с населением осуществлялись в ходе торговли непродовольственными товарами с открытого прилавка внутри крытого рыночного помещения, постоянно действующей выставки-ярмарки. А согласно пункту 40 ГОСТа Р51303-99 ярмарка представляет собой самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организованное в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.1997 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" с 01.04.1997 введено обязательное применение контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, при реализации всех видов товаров. Во исполнение данного нормативного акта Администрацией города Магадана 08.07.1997 было принято Постановление N 3306 об утверждении перечня объектов (территорий) уличной, мелкорозничной торговли, на которых обязательно применение контрольно-кассовых машин. В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня к таким объектам отнесено здание ОАО "Идея".
Все доводы истца относительно обоснованности неприменения контрольно-кассовой машины были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана объективная оценка в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом при принятии решения по делу. Оба судебных акта приняты в соответствии с действующими нормами материального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение суда от 06.04.2001, Постановление апелляционной инстанции от 07.06.2001 по Делу N А37-303/01-3а Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2001 г. N Ф03-А37/01-2/1494
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании