Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 августа 2001 г. N Ф03-А73/01-2/1447
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю - Щепеткина М.Г., главный специалист, доверенность от 05.07.2001 г. N 09-3043, рассмотрел кассационную жалобу Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю на Решение от 23.03.2001 г., Постановление от 29.05.2001 г. по делу N А73-10257/2000-2 (АИ-1/332) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю к Государственному профессиональному училищу N 23 о взыскании пеней в сумме 153017 рублей путем обращения взыскания на бюджетные средства.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Государственному профессиональному училищу N 23 о взыскании пеней в сумме 153017 рублей за несвоевременную уплату страховых взносов путем обращения взыскания на бюджетные средства.
Решением суда от 23.03.2001, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2001, исковые требования удовлетворены в сумме 45267 рублей на том основании, что пеня по состоянию на 01.01.1999 не должна превышать сумму задолженности, имеющуюся на этот период.
В остальной части иска отказано по мотиву необоснованности заявленных требований.
Правильность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, как незаконные и вынести новое решение об удовлетворении иска полностью.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм материального и процессуального права, не ограничиваясь доводами, изложенными в кассационной жалобе.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права: статьи 75 Налогового кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части 1 Налогового кодекса РФ" от 31.08.1998 N 147, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155.
По его мнению, органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 18.08.1999. С 01.01.1999 по 18.08.1999 пени за нарушение уплаты страховых взносов в ПФР уплачивались по нормам специального законодательства, поэтому у суда отсутствовали основания применять ограничения по взысканию пени.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал полностью.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился, возражений по жалобе не представил.
Проверив законность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Как следует из материалов дела, госпрофучилище N 23 является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд России носит обязательный характер.
Согласно пункту 6 Порядка по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
Как следует из расчета суммы иска, подписанного главным уполномоченным ПФР по Центральному району г. Комсомольска-на-Амуре, на момент обращения в суд с иском задолженность по страховым взносам отсутствовала, сумма пени составляла - 153017 рублей.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд России, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обладают полномочиями налоговых органов, реализацию которых они осуществляют в соответствии с требованиями, установленными Кодексом.
Принимая решение о взыскании пеней в сумме 45267 рублей, суд первой инстанции сослался на Федеральный закон от 09.07.1999 N 155-ФЗ и расчет суммы иска, произведенный истцом на основании этого Закона и представленный по требованию суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", в редакции от 09.07.1999 N 155-ФЗ, суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков в размерах, начисленных на 01.01.1999, по не более неуплаченной суммы налога. Указанное настоящей статьей ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть 1 Налогового кодекса РФ", то есть до 18.08.1999 начисление пени производится по пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, но не более 0,1% в день. В совокупности сумма пеней на 18.08.1999 не должна превышать неуплаченной суммы задолженности.
После вступления в силу Федерального закона N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 1 Налогового кодекса РФ" (18.08.1999) пеня подлежит начислению в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России, действовавшей в этот период.
Однако, из имеющегося в материалах дела расчета (л.д. 25), невозможно установить правильность начисления пени, поскольку он не содержит сведений о сумме недоимки по страховым взносам, в частности на 01.01.1999, а также процентной ставки пени.
Как следует из мотивировочной части постановления апелляционной инстанции задолженность ответчика по уплате страховых взносов составила 298766 рублей, в том числе взносы - 5246 рублей. Судом сделан вывод, что размер пени за период с 01.01.1999 по 17.08.1999 увеличивался с ростом недоимки по взносам, не превышающая ее, а с 18.08.1999 истец на основании камеральных проверок, исчислил пеню в соответствии со статьей 75 п. 4 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции.
Между тем документально данный вывод суда не подтверждается.
Таким образом, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене как недостаточно обоснованные и принятые по неполно выявленным обстоятельствам дела.
Кроме этого, судом не учтено, что Отделение Пенсионного фонда обратилось за взысканием задолженности по уплате пени за просрочку уплаты страховых взносов в судебном порядке в связи с тем, что государственное профучилище N 23 является организацией, финансируемой из федерального бюджета, а в соответствии со статьей 143 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников.
Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам в судебном порядке с налогоплательщиков-организаций реализуется через статью 46 (п. 3) Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Для данной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, заключающийся в том, что Отделение Пенсионного фонда РФ обязано направить плательщику страховых взносов требование о добровольной уплате взносов, которое должно содержать сведения, указанные в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Неисполнение налогоплательщиком требования в установленный в нем срок является основанием для применения мер принудительного взыскания.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если федеральным законом для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Поскольку статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налоговых органов, в том числе внебюджетных фондов, по направлению налогоплательщику требования об уплате взносов и пени, при новом рассмотрении дела суду необходимо проверить, соблюден данный порядок истцом или нет. Данный факт является существенным обстоятельством для рассмотрения данного дела, так как несоблюдение указанного порядка в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет оставление иска без рассмотрения.
При новом рассмотрении дела суду следует установить сумму задолженности, в том числе с 01.01.1999 до вступления в силу ФЗ от 09.07.1999 N 155-ФЗ, и исходя из этого определить сумму правомерно доначисленных пеней, а также исследовать вопрос о соблюдении истцом порядка и срока, установленного для взыскания задолженности и пеней с юридических лиц в судебном порядке, принять решение по делу в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.03.2001, Постановление апелляционной инстанции от 29.05.2001 по делу N А73-10257/2000-2 (АИ-1/332) Арбитражного суда Хабаровского края отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2001 г. N Ф03-А73/01-2/1447
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании