Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 августа 2001 г. N Ф03-А73/01-2/1442
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю - Щепеткина М.Г., главный специалист, доверенность от 05.07.2001 г. N 09-3043, от ответчика - Учреждения ЯБ-257/7 - Торина Т.В., юрисконсульт, доверенность от 24.11.2000 г. N 27/35-62, рассмотрел кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю на Решение от 28.03.2001 г., Постановление от 29.05.2001 г. по делу N А73-9943/2000-9 (АИ-1/343) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю к Учреждению ЯБ-257/7 о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней на общую сумму 3631743 рубля.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с учреждения ЯБ-257/7 задолженности по уплате страховых взносов в сумме 195 088 рублей и пени в сумме 3436655 рублей, всего - 3631743 рублей путем обращения взыскания на бюджетные средства.
Решением суда от 28.03.2001, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2001, исковые требования удовлетворены в сумме 390176 рублей, в том числе 195088 рублей - недоимки, 195088 рублей - пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Судебные инстанции на основании пункта 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, с изменениями и дополнениями (далее - Порядок уплаты страховых взносов), признали требование истца о взыскании задолженности обоснованным.
Уменьшая сумму взыскаемых пеней, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком, уплачиваются в размере не более неуплаченной суммы налога.
Правильность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, как незаконные и вынести новое решение об удовлетворении иска полностью.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права: статьи 75 Налогового кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части 1 Налогового кодекса РФ" от 31.07.1998 N 147, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155.
По его мнению, органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 18.08.1999. С 01.01.1999 по 18.08.1999 пени за нарушение уплаты страховых взносов в ПФР подлежали уплате по нормам специального законодательства, поэтому у суда отсутствовали основания применять ограничения по взысканию пени.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал полностью.
Представитель ответчика против доводов жалобы возражает и просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Как следует из материалов дела, учреждение ЯБ-257/7 является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд России носит обязательный характер.
Согласно пункту 6 Порядка, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
Из расчета суммы иска, подписанного главным уполномоченным ПФР по Центральному району г. Комсомольска-на-Амуре усматривается, что, на момент обращения в суд с иском задолженность по страховым взносам составила 195088 рублей, пени - 3418134 рублей.
В материалах дела отсутствуют и арбитражным судом не исследованы доказательства, подтверждающие наличие задолженности в указанной сумме.
Принимая решение о взыскании с ответчика пени в сумме 195088 рублей, суд сослался на статью 8 Федерального закона "О введении в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с данной статьей 8 Федерального закона, в редакции от 09.07.1999 N 155-ФЗ, суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков в размерах, начисленных на 01.01.1999, по не более неуплаченной суммы налога. Указанное настоящей статьей ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть 1 Налогового кодекса РФ", то есть до 18.08.1999, следовательно, исчисление пеней до 18.08.1999 производится по пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, по не более 0,1% в день. В совокупности сумма пеней на 18.08.1999 не должна превышать неуплаченной суммы задолженности.
После вступления в силу Федерального закона N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 1 Налогового кодекса РФ" (18.08.1999) пеня подлежит начислению в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России, действовавшей в этот период.
Таким образом, суд, не установив сумму задолженности на 18.08.1999, неправомерно снизил размер пени до суммы задолженности, указанной в расчете по состоянию на 29.11.2000 (195088 рублей). При этом, в постановлении апелляционной инстанции суд ошибочно указал, что сумма правомерно взысканных пеней составляет 390176 рублей.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что внесение изменений в статью 75 НК РФ не является основанием для не применения норм Налогового кодекса РФ, ограничивающих размер взыскиваемых пеней, необоснован.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права, дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует установить сумму задолженности, в том числе до 18.08.1999, и, исходя из этого определить сумму правомерно доначисленных пеней, учитывая ограничения, действовавшие до 18.08.1999, а также исследовать вопрос о соблюдении истцом порядка и срока, установленного для взыскания задолженности и пеней с юридических лиц в судебном порядке, принять решение по делу в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.03.2001, Постановление апелляционной инстанции от 29.05.2001 по делу N А73-9943/2000-9 (АИ-1/343) Арбитражного суда Хабаровского края отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2001 г. N Ф03-А73/01-2/1442
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании