Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2001 г. N Ф03-А73/01-2/417
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Управления МНС РФ по Хабаровскому краю - Волк Л.Г., главный госналогинспектор, доверенность N 09-04 от 9.01.2001 г., Росликов А.В., госналогинспектор, доверенность N 09-07 от 11.01.2001 г., от ответчика - ОАО "ЛТК "Т" - Мерецкая Н.А., консультант по правовым вопросам, доверенность б/н от 15.01.2001 г., Меркурьев Ю.М., представитель, доверенность б/н от 1.08.1999 г., рассмотрел кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю на Постановление от 17.01.2001 г. по делу N А73-8145/2000-9 (АИ-1/980) арбитражного Хабаровского края, по иску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам к Открытому акционерному обществу "ЛТК "Т" о взыскании 720459 рублей 88 копеек.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (далее - управление по налогам и сборам) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Лесопроизводственная торговая компания "Т" (далее - ООО "ЛТК "Т") налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 373307 рублей, налога с владельцев транспортных средств - 2939,2 рублей, пени за несвоевременную уплату налогов - 211506,68 рублей, штрафных санкций - 132707 рублей, всего в общей сумме 720459,88 рублей.
Решением суда от 24.11.2000 исковые требования удовлетворены в сумме 717520,68 рублей по мотиву обоснованности заявленных требований.
Во взыскании 2939,2 рублей отказано в связи с добровольной уплатой налога с владельцев транспортных средств по Платежному поручению от 16.05.2000 N 363.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2001, с учетом Определения от 19.02.2001 об исправлении арифметических ошибок, решение суда изменено. Суд второй инстанции взыскал с ответчика налог на приобретение автотранспортных средств в сумме 36000 рублей, пени в сумме 18601 рубль, а также штраф в сумме 25757 рублей, пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 6162 рублей, всего 86520 рублей.
В остальной части иска отказано.
Суд исходил из того, что автомобили "Камаз" и полуприцеп, поступившие от китайской компании в адрес ответчика по договору о совместной деятельности, не являются собственностью ООО "ЛТК "Т", следовательно, объект обложения налогом на приобретение автотранспортных средств отсутствует.
В кассационной жалобе управление по налогам и сборам просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании 630999,85 рублей, оставив в силе в этой части решение суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что договор о совместной деятельности является притворной сделкой и фактически прикрывает сделку купли-продажи или мены спорных автомобилей "Камаз".
В подтверждение передачи спорных автомобилей в собственность ответчика, истец ссылается на грузовые таможенные декларации и паспорта транспортных средств.
В судебном заседании представители истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали полностью.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражают, просят постановление апелляционной инстанции оставить без изменения в части взыскания с ответчика налога на приобретение транспортного средства у физического лица в сумме 36000 рублей, пени с указанной суммы в размере 8693,14 рублей, штрафов: по части 3 статьи 120, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 7200 рублей. В судебном заседании представители ответчика пояснили, что в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ постановление апелляционной инстанции следует также оставить без изменения. В части взыскания пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 6162 рубля и штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ в сумме 588 рублей ответчик просит постановление апелляционной инстанции изменить и отказать истцу в данной части иска, ссылаясь на наличие переплаты по данному налогу в течение 1999 и 2000 года в сумме 20440 рублей.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю совместно с Управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка ООО "ЛТК "Т" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на приобретение автотранспортных средств и налога с владельцев транспортных средств за 1999 год, о чем составлен Акт проверки от 14.04.2000 N 14-10/77дсп. В акте зафиксировано, что ООО "ЛТК "Т" в нарушение статьи 7 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" не исчислило и не уплатило налог на приобретение автотранспортных средств: семи автомобилей "Камаз" и одного полуприцепа, ввезенных из Китая по грузовым таможенным декларациям, а также одного автомобиля "Камаз", приобретенного у физического лица; в нарушение статьи 6 этого же Закона в 1999 году общество не исчислило налог с владельцев транспортных средств в сумме 23380 рублей. Поскольку Платежным поручением от 30.09.1999 N 10 налог в сумме 20440,8 рублей был уплачен, недоимка составила 2939,2 рублей.
По результатам проверки принято Решение от 5.05.2000 N 14-10/77-62ю о доначислении налогов: на приобретение автотранспортных средств - 373307 рублей, с владельцев автотранспортных средств - 2939,2 рублей, пени за просрочку их уплаты в суммах 205343,85 рубля и 6162 рубля, а также применении налоговых санкций:
- за непредставление налоговых деклараций по указанным налогам в сумме 19834 рублей (18665 руб. + 1169 руб.):
- за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, приведших к занижению налогов - 37624 рублей, в том числе по налогу на приобретение автотранспортных средств - 37330 рублей, по налогу с владельцев транспортных средств - 294 рубля;
- за неуплату налогов в результате занижения налогооблагаемой базы в сумме 75249 рублей (74661руб. + 588 руб.).
В связи с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, для взыскания налогов и пени в бесспорном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд о взыскании налогов, пеней, налоговых санкций в судебном порядке.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", пунктом 47 Инструкции Госналогслужбы от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются юридические лица и предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
При разрешении спора судом установлено, что между ОАО "ЛТК "Т" и Китайской торгово-экономической компанией "ИнТай" заключены Контракты N INТ - 9901 от 29.12.1998 и N INТ - 9902 от 30.12.1998 на осуществление совместной деятельности по заготовке лесопродукции в горельниках Ванинского района, Хабаровского края (п. Тулучи), согласно пункту 4.1 которых ведение общих дел возложено на российскую сторону.
Во исполнение контрактов из Китая на территорию Российской Федерации ввезены семь автомобилей "Камаз" и один полуприцеп.
Поскольку в грузовых таможенных декларациях (ГТД) декларант - ОАО "ЛТК "Т" - указал таможенный режим "импорт 40", который означает выпуск товаров для свободного обращения, в карточках транспортных средств к ГТД и в паспортах транспортных средств собственником транспортных средств указано ОАО "ЛТК "Т", налоговый орган считает, что ответчик является собственником спорных автомобилей и соответственно плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств. Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 названной нормы право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Установив обстоятельства дела и правильно оценив представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция обоснованно опровергла утверждение налогового органа о том, что собственником спорных автомобилей является ОАО "ЛТК "Т". Вывод суда о том, что грузовая таможенная декларация и паспорт транспортного средства не свидетельствуют о наличии у ответчика права собственности на спорные автомобили правомерен, так как передача имущества Китайской торгово-экономической компанией "Ин-Тай" не соответствует ни одному из условий части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ.
Согласно имеющимся в материалах доказательствам: Контрактам N INT-9901, N INT-9902, N JNT-9907/1 от 30.01.1999, Письму от 19.03.1999 N 25, подписанному директором торгово-экономической компании "Ин-Тай", собственником автомобилей "Камаз" является именно китайская компания. В настоящее время по распоряжению компании-собственника спорные автомобили переданы ЗАО "Валерия" (л.д. 74, 75 том 1).
Довод заявителя жалобы о том, что договор о совместной деятельности является притворной сделкой, заключенной с целью прикрыть сделку купли-продажи или мены, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ее выводы о неправомерности такого утверждения соответствуют закону и материалам дела. Доказательств, опровергающих выводы суда, заявитель не представил.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 373307 рублей, а также пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 119, пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ, исчисленных из данной суммы налога.
Оценив представленные по делу доказательства, касающиеся факта приобретения ответчиком у физического лица одного автомобиля "Камаз-43105" по Договору купли-продажи от 20.04.1999, арбитражный суд, проверив правильность расчета налогового органа, обоснованно удовлетворил требования управления по налогам и сборам о взыскании с ОАО "ЛТК "Т" налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 36000 рублей, пени с указанной суммы в размере 18601 рубль, штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 7200 рублей. Спор в данной части между сторонами отсутствует.
Как следует из Акта проверки от 14.04.2000, ответчик в нарушение статьи 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" и пункта 29 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.1995 N 30 не исчислил налог с владельцев транспортных средств в сумме 23380 рублей и не представил декларацию по данному налогу. Платежным Поручением от 30.09.1999 N 10 налог уплачен в сумме 20440,8 рублей, неуплаченная сумма налога составила 2939,2 рублей. Однако в связи с перечислением налога в сумме 2939,2 рублей по Платежному поручению от 16.05.2000 N 363, арбитражный суд обоснованно отказал во взыскании указанной суммы налога.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка доказательствам, свидетельствующим о несвоевременной уплате данного налога, требование истца о взыскании пени в сумме 6162,83 рубля удовлетворено обосновано. В связи с неполной уплатой налога в результате занижения налоговой базы судом правомерна взыскана с ответчика налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 588 рублей.
Довод ответчика, не заявленный в судах первой и апелляционной инстанций о том, что взыскание пени в сумме 6162,83 рублей и штрафа - 588 рублей произведено судом без учета данных о переплате по данному налогу в течение 1999 и 2000 года в сумме 20440 рублей, материалами дела не подтверждается. Как пояснил представитель истца в судебном заседании, сумма 20440,8 рублей, отражена в акте сверки в графе "переплата" в связи с тем, что ответчиком не были представлены в налоговый орган расчеты (налоговые декларации) по данному налогу.
Соответствует закону и не подлежит отмене постановление апелляционной инстанции о взыскании с ответчика штрафных санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговых деклараций по налогам на приобретение автотранспортных средств и с владельцев автотранспортных средств в суммах 1800 рублей и 1169 рублей и по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, в размере 15000 рублей. Постановление апелляционной инстанции в данной части сторонами не обжалуется.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 17.01.2001, с учетом Определения от 19.02.2001, по делу N А73-8145/2000-9 (АИ-1/980) арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2001 г. N Ф03-А73/01-2/417
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании