Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 февраля 2001 г. N Ф03-А73/01-2/181
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Симонович М.Н. - главный госналогинспектор (доверенность N 10-46/3 от 10.01.2001), рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району Хабаровского края на Постановление от 21.12.2000 по делу N А73-7445/2000-12 (АИ-1/905) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому району Хабаровского края к Государственному унитарному предприятию "В" о взыскании 22789,9 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому району обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании с Государственного унитарного предприятия "В" (далее - ГУП "В") штрафа за совершение налоговых правонарушений в сумме 22789,9 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.10.2000 исковые требования удовлетворены частично, с ГУП "В" взыскан штраф в сумме 19687 рублей 10 копеек. Во взыскании штрафа в сумме 3102,80 рублей отказано со ссылкой на отсутствие оснований для взыскания штрафа за непредставление в налоговый орган сведений о доходах 64 физических лиц, получивших доход не по основному месту работы (3100 рублей), поскольку налогоплательщик в данном случае не является работодателем и отсутствие правовых оснований для взыскания санкций за неполную уплату взносов в фонд занятости населения (2,80 рублей).
Постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2000 решение суда изменено, с ГУП "В" взыскан штраф в сумме 11394 рубля 95 копеек.
Суд апелляционной инстанции установил факты совершения налоговых правонарушений ГУП "В" по всем эпизодам, установленным налоговым органом, и признал примененную ответственность правильной, однако невозможность представления ответчиком информации на магнитных носителях в связи с отсутствием электронных технических средств оценил как смягчающее вину обстоятельство и снизил размер налоговых санкций в два раза.
В кассационной жалобе инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району, считая постановление апелляционной инстанции в части уменьшения налоговых санкций незаконным, просит его изменить, полагает, что смягчающие вину обстоятельства неправомерно распространены на налоговые правонарушения, выразившиеся в неправомерном неперечислении налоговым агентом суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет.
ГУП "В", надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился, возражения на кассационную жалобу не представлены.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление апелляционной инстанции подлежащим изменению, исходя из следующего.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому району 15.05.2000 проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ГУП "В", по результатам которой на основании акта N 39ДСП от 15.05.2000 решением N 03-11/282 от 31.05.2000 ответчик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов: за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) подоходного налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет за 1998 - 3454,10 рублей, за 1999 год - 13733,0 рублей; за непредставление в установленный срок в налоговый орган справок о доходах физических лиц, получивших доход в 1999 году не по основному месту работы в сумме, 3100 рублей и по основному месту работы - 2500 рублей; за неполную уплату взносов в Фонд занятости населения - 2,80 рублей; всего штрафа - 22789,90 рублей.
Судом установлено, что в оспариваемый период ответчик не исполнил свою обязанность по перечислению в бюджет удержанного с физических лиц подоходного налога за 1998 год в сумме 34541 рубль, за 1999 год - 68665 рублей, предусмотренную статьей 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", что явилось основанием для привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации: за 1998 год с учетом пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 10% от суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет - 3454,10 рублей; за 1999 год - в размере 20% от суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет - 13733,0 рублей.
Кроме того, в проверяемый налоговым органом период ответчик не представил в установленном порядке в налоговый орган 62 справки о доходах физических лиц, получивших доход не по основному месту работы, и 50 справок о доходах физических лиц, получивших доход по основному месту работы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предприятия, учреждения и организации обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган такие справки на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Государственной налоговой службой Российской Федерации.
ГУП "В" справки о доходах с физических лиц в налоговый орган представлены, но не в порядке, установленном налоговым законодательством (на бумажном носителе), поскольку предприятие не имеет компьютера, в связи с чем эти справки не были приняты налоговым органом. Следовательно, состав правонарушения имел место, ответственность по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации применена правильно.
Правомерно взыскан и штраф в размере 2,80 рублей за неполную уплату взносов в Фонд занятости населения Хабаровского края, так как проверкой было установлено, что ГУП "В" не внес в Фонд занятости 14 рублей. Право осуществления контроля за своевременным и полным перечислением платежей в Фонд занятости предоставлено налоговым органам Указом Президента РФ N 1211 от 18.08.1996.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности привлечения ГУП "В" к налоговой ответственности, а размер ответственности соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Уменьшая штраф в два раза по всем видам налоговых санкций, суд апелляционной инстанций указал, что отсутствие у государственного предприятия возможности представить в налоговый орган необходимую информацию в требуемом законом виде, следует признать смягчающим ответственность обстоятельством.
Вместе с тем, указанное обстоятельство можно признать смягчающим ответственность только за налоговые правонарушения, предусмотренные статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку по другим правонарушениям смягчающих обстоятельств суд не установил, штраф должен быть взыскан в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, взысканию подлежит штраф в размере 19989,88 рублей, рассчитанный следующим образом: 3454,10 + 13733,0 + 2,80 + (3100 + 2500) : 2.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2000 по делу N А73-7445/00-12 изменить.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "В" в доход бюджета налоговые санкции в сумме 19989 рублей 80 копеек.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "В" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 214 рублей 87 копеек.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2001 г. N Ф03-А73/01-2/181
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании