Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2001 г. N Ф03-А59/01-2/899
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования - Моисеева С. Г. представитель, Доверенность N 01-10 от 04.01.2001, от ответчика - Финансовое управление Администрации города Холмска и района - Подрез О.С. юрист, Доверенность N 200 от 17.07.2000, от ответчика - Администрация Сахалинской области - Сироха О.В. зам. начальника юридического отдела, Доверенность N 19-15/17 от 05.01.2001, рассмотрел кассационную жалобу Финансового управления Администрации города Холмска и района на Решение от 22.01.2001, Постановление от 26.03.2001 по Делу N А59-2994/2000-С4 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Сахалинского территориального Фонда обязательного медицинского страхования к Администрации города Холмска и района, Финансовому управлению администрации города Холмска и района, Комитету по управлению имуществом города Холмска и района, администрации Сахалинской области о взыскании задолженности в сумме 2391000 рублей и пени в сумме 194500 рублей.
Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации города Холмска и Холмского района, Финансовому управлению Администрации города Холмска и Холмского района, Комитету по управлению имуществом города Холмска и Холмского района, Администрации Сахалинской области о взыскании 2391000 руб. задолженности за первое полугодие 1999 года по страховым взносам за неработающее население района и пени в сумме 194500 руб. за просрочку уплаты взносов.
В процессе рассмотрения спора истец изменил предмет иска, увеличив исковые требования до 5174550 руб., в том числе недоимка по страховым взносам - 4782000 руб. и пени - 392550 руб. Требования к Администрации Сахалинской области и Комитету по управлению имуществом города Холмска и Холмского района истец отозвал. Отказ принят судом.
Решением от 22.01.2001 иск удовлетворен. Суд взыскал с Администрации города Холмска и района в лице ее Финансового управления в пользу Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования сумму задолженности по страховым взносам за 1999 год и пеню. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что в силу статьи 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ответчик является страхователем неработающего населения города Холмска и района, и, в силу Договора страхования N 1 от 01.04.97 и дополнительного Соглашения к нему от 01.01.99, обязан уплатить страховые взносы в сумме 4782000 руб.
Постановлением от 26.03.2001 суд апелляционной инстанции изменил редакцию резолютивной части решения, оставив без изменения подлежащие взысканию суммы недоимки и пени.
На состоявшиеся по делу судебные акты Финансовым управлением Администрации города Холмска и района подана кассационная жалоба, в которой предлагается решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Сахалинской области. В обоснование жалобы ответчик привел следующие доводы. По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора суд не учел то обстоятельство, что в 1999 году больницы города и района недополучили средства из Фонда обязательного медицинского страхования. Администрация города и района вынуждена была финансировать больницы за счет бюджетных средств, предназначенных для здравоохранения. На отсутствие средств для здравоохранения также повлиял общий дефицит средств в бюджете. Кроме того, Финансовое управление считает, что оно как самостоятельное юридическое лицо не отвечает по обязательствам муниципального образования, и суд неправомерно привлек его к участию в деле в качестве ответчика. Финансовое управление администрации города Холмска и района не является плательщиком взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, так как не зарегистрировано в Фонде в качестве такового.
Администрация Сахалинской области и Сахалинский фонд обязательного медицинского страхования представили отзывы на жалобу, в которых отклонили доводы заявителя жалобы и просили оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страхователем для неработающего населения является местная Администрация, которая в соответствии со статьей 17 Закона производит платежи за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании.
Как видно из материалов дела, Администрация города Холмска и района заключила с ОАО АКМС "Сахалин - АКОМС - Мед" Договор медицинского страхования неработающих граждан N 1 от 01.04.97. Дополнительным Соглашением к договору от 01.01.99 срок его действия продлен до 31.12.99, а общая численность застрахованных составила 30650 человек. Постановлением Губернатора Сахалинской области от 20.05.99 N 169 размер страхового платежа на одного неработающего в 1999 году составляет не менее 13 рублей. Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1, перечисление взносов осуществляется ежемесячно не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах, не позднее 25 числа текущего месяца. В соответствии с пунктами 3, 10 Договора N 1 от 01.04.97 уплата страховых взносов производится на счет Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии с размерами страховых платежей и количества застрахованных, Администрация города Холмска и района должна была перечислить на счет истца в 1999 году 4782000 руб. Пунктом 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за несвоевременную уплату взносов начисляется пеня в размере 0,1% от суммы недоимки. За 1999 год сумма пени составила 392550 руб.
С учетом изложенных обстоятельств у суда обеих инстанций не имелось оснований для отказа в иске.
Доводы Финансового управления Администрации города Холмска и Холмского района об отсутствии в бюджете денежных средств на медицинское страхование не имеют документального подтверждения и опровергаются имеющимися в деле данными по исполнению бюджета в 1999 году. Нельзя признать состоятельным и довод заявителя жалобы о необоснованном привлечении его к участию в деле. Согласно пункту 1.2 Положения о Финансовом управлении Администрации города Холмска и района Управление руководит организацией финансов в районе, проектирует муниципальный бюджет и несет ответственность за исполнение его доходной и расходной части. Расходование средств муниципального бюджета осуществляется через расчетный счет Финансового управления.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций соответствуют законодательству, материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 26.03.2001 по Делу N А59-2994/2000-С4 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2001 г. N Ф03-А59/01-2/899
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании