Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2001 г. N Ф03-А73/А37/01-2/532
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "СТ" на Решение от 05.12.2000 по Делу N А73-6337/2000-12 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "СТ" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Магадану о признании недействительным Решения от 13.08.96.
Открытое акционерное общество "СТ" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным Решения Государственной налоговой инспекции по г. Магадану от 13.08.96 г.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 14.10.99 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.99 г., в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.03.2000 вышеназванные судебные акты отменены с передачей дела на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2000 в иске отказано.
Суд установил, что предприятием допущено нарушение налогового законодательства, финансовые санкции применены налоговым органом обоснованно, в соответствии с действующим на период принятия решения Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
Не соглашаясь с судебным актом, ОАО "СТ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение, считает, что судом при принятии судебного акта нарушены нормы материального права.
Заявитель жалобы ссылается на то, что судом неверно установлены обстоятельства дела, а именно не приняты во внимание доводы о том, что истцом не уменьшалась налогооблагаемая база на отрицательный результат от переоценки ГКО (54396,5 тысяч рублей). Сумма полученная как доход по гособлигациям (21391,4 рублей) не облагается налогом на пользователей автодорог и на содержание жилфонда, поскольку не является доходом от реализации и не учитывается в составе выручки от реализации.
Проверив законность состоявшегося по делу Решения от 05.12.2000, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил, что проверкой соблюдения налогового законодательства акционерным обществом открытого типа "Северо-Восточный чековый инвестиционный фонд" (в настоящее время открытое акционерное общество "СТ"), проведенной с 11 июля по 9 августа 1996 г. за период 1994-1995 годы, установлены факты нарушения налогового законодательства: излишне отнесены на затраты и убытки 42709,6 тыс. руб. - вознаграждение управляющего фондом за 1995 год, необоснованно на 54.396,5 тыс. руб. занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль за счет не включения в налогооблагаемую базу отрицательной разницы от переоценки государственных казначейских обязательств, и на 21391,4 тыс. руб. налогооблагаемая база занижена в результате расхождения формы 2 "Отчет о финансовых результатах" за 1995 год с Главной книгой.
В результате занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, занижена налогооблагаемая база и по налогу на пользователей автомобильных дорог, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Сумма доначисленного налога на прибыль составила 33680,2 тыс. руб.; налога на пользователей автомобильных дорог 556,2 тыс. руб. и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 320,9 тыс. руб.
Решением Государственной налоговой инспекции по г. Магадану, в соответствии со статьей 13 Закона РФ "Об основах налоговой службы в Российской Федерации" АООТ "Северо-Восточный инвестиционный чековый фонд" было привлечено к ответственности в виде взыскания суммы заниженной прибыли - 96229,0 тыс. руб., штрафа в сумме заниженной прибыли - 96229,0 тыс. руб., штрафа в размере 10% от налога на прибыль за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка - 3368,0 тыс. руб. и пени в сумме 12731,2 тыс. руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 556,2 тыс. руб., штрафа в сумме заниженного налога - 556,2 тыс. руб. пени в сумме 225,3 тыс. руб., налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 320,9 тыс. руб. и пени 121,3 тыс. руб.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов истца.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом налогообложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Сумма вознаграждения управляющему фондом при исчислении налога на прибыль относится на расходы фонда и соответственно уменьшает прибыль.
Указом Президента РФ N 1186 от 07.10.92 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" установлено, что обязанность по разработке и утверждению положения о порядке оценки чистых актов инвестиционных фондов возложена на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Министерство финансов РФ.
Письмом Госкомимущества РФ и МФ РФ N ДВ-2/3498/62 от 21-25.05.93 г. "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" определен порядок оценки чистых активов.
Приложением N 2 (пункт 1.3.) Временного положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов инвестиционных фондов предусмотрено, что в целях определения продажной цены акций инвестиционного фонда..., а так же оценки результатов деятельности управляющего фондом и определения размера его вознаграждения производится оценка и расчет стоимости чистых активов.
Суд обоснованно пришел к выводу, что вознаграждение управляющему фондом должно исчисляться от стоимости чистых активов фонда, что не противоречит и Письму Минфина РФ от 10.12.93 N 145.
Таким образом истец необоснованно в состав затрат относил расходы по оплате услуг управляющему инвестиционным фондом, исчисленные от величины среднегодовой стоимости активов фонда.
В результате указанного нарушения излишне отнесена на затраты сумма вознаграждения 42709,6 тысяч рублей.
Далее, согласно пункта 2.7 Инструкции N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 12 февраля 1996 г.) не подлежат налогообложению доходы в виде положительных ризниц от переоценки государственных краткосрочных облигаций, (убытки, полученные в виде отрицательных разниц от переоценки ГКО, не уменьшают налогооблагаемую базу) в качестве внереализационных доходов.
Привлекая ОАО "СТ" к налоговой ответственности, Государственная налоговая инспекция по г. Магадану в акте проверки в качестве допущенного нарушения указала, что убытки в виде отрицательной разницы от переоценки государственных казначейских обязательств в сумме 54396,5 тыс. руб., при расчете налога на прибыль за 1995 год, не взяты на увеличение налогооблагаемой базы.
Суд первой инстанции, оценив представленные налоговым органом доказательства, обоснованно пришел к выводу о том, что предприятием, при расчете налога на прибыль за 1995 год, уменьшена налогооблагаемая база на сумму убытков от переоценки ГКО.
В соответствии с разделом 9 Положения от обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденного Приказом Центрального Банка РФ N 02-125 от 15.06.1995, истец в течение 1995 года производил переоценку ГКО. Результаты от переоценки в сумме 54396,5 тысяч рублей (убыток) отражены в мемориальном ордере по счету 58 "Краткосрочные финансовые вложения", что подтверждается бухгалтерским учетом истца.
Сведения о том, что на сумму убыточной переоценки ГКО уменьшена валовая прибыль предприятия подтверждаются расчетом налога от фактической прибыли за 4 квартал 1995 года, отчетом о финансовых результатах и их использовании (форма N 2), предоставленными истцом в налоговый орган.
Решая вопрос о занижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму 21391,4 тыс. руб., суд исходил из того, что в соответствии с Основными условиями выпуска Государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 107 от 08.02.93 гашение государственных краткосрочных облигаций производится в безналичной форме путем перечисления номинальной стоимости государственных краткосрочных облигаций их владельцам на момент погашения. При погашении (перечисление номинальной стоимости ГКО их владельцам), доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки.
Сумма дохода от гашения ГКО 21391,4 тысяч рублей истцом не была отражена по строке 010 формы N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" за 1995 год, то есть занижена налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", пунктом 16 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.1995 N 30, разделом 4 Положения о налоге на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, утвержденного Решением Магаданской городской Думы от 27.01.1995 N 11-д, объектом налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
Вывод суда о том, что доход от погашения ГКО должен учитываться как выручка от реализации, а не относится к внереализационным доходам, то есть не связанным с деятельностью предприятия по реализации (работ, услуг), является правильным и законодательно обоснованным.
Поскольку при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, сумма дохода от погашения ГКО не была учтена в составе выручки от реализации, налоговая инспекция правомерно доначислила названные налоги, пени, штраф.
Доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в суде 1 инстанции и получили правильную правовую оценку.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2000 по Делу А73-6337/2000-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2001 г. N Ф03-А73/А37/01-2/532
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании