Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июня 2001 г. N Ф03-А04/01-1/964
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - Исаков И.Н. юрисконсульт по доверенности N 89 от 01.06.2001 от Администрации Благовещенского района - Беляева О.А. - юрист по доверенности от 14.05.2001; от Финансового управления Администрации Благовещенского района - Седышева Г.В. - начальник Финансового управления по доверенности N 261 от 01.06.2001, Воробьева Н.Ю. - начальник отдела доходов по доверенности N 262 от 01.06.2001, рассмотрел кассационную жалобу Государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Амурская" на Постановление от 02.04.2001 по делу N А04-3533/00-11/165 Арбитражного суда Амурской области, по иску Государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Амурская" к Администрации Благовещенского района Амурской области, Управлению сельского хозяйства Администрации Благовещенского района, 3-е лицо: Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области о взыскании 205135 рублей.
Федеральное государственное учреждение "Станция агрохимической службы "Амурская" (далее ГСАС "Амурская") обратилось в арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Благовещенского района Амурской области о взыскании 205135 рублей, составляющих стоимость выполненных работ по договору на создание научно-технической продукции о состоянии плодородия почв от 15.04.1999.
Определением от 04.12.2000 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление сельского хозяйства Администрации Благовещенского района.
До принятия решения истец изменил основание иска согласно ст. 37 АПК РФ, просил взыскать указанную сумму как неосновательное обогащение в соответствии со ст. 1102, ч. 2 ст. 1105 ГК РФ.
Решением от 12.01.2001 исковые требования удовлетворены за счет Администрации Благовещенского района Амурской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовое управление Администрации Благовещенского района, управление Федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2001 решение отменено, в иске отказано. Постановление мотивировано тем, что работы по агрохимическому обследованию земель Благовещенского района выполнены в рамках Федеральной комплексной программы по повышению плодородия почв на 1996-2000 и комплексной программы "Плодородие" на 1996-2000 Амурской области, следовательно, их оплата осуществляется в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета. Кроме этого суд указал, что средства по программе повышения плодородия почв в бюджете Благовещенского района в составе расходов на 1999-2000 не предусмотрены. В связи с чем, согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджета не предусматривает оснований для обращения взыскания на бюджетные средства Благовещенского района Амурской области.
В кассационной жалобе ГСАС "Амурская" выразило несогласие с постановлением от 02.04.2001, считая, что ссылка апелляционной инстанции на ст. 239 Бюджетного кодекса необоснованна, так как средства на повышение плодородия почв в бюджете 1999 и 2000 годов выделялись в соответствии с решениями Благовещенского районного Совета народных депутатов N 124 от 06.08.1998 и N 133 от 29.12.1999.
Кроме этого необоснован вывод суда о том, что оплата работ по программе повышения плодородия почв России должна производиться только за счет средств федерального бюджета. Законом РФ "О плате за землю" предусмотрено, что средства от налогов за землю идут на выполнение мероприятий по программе "Плодородие", а финансовое обеспечение областной программы "Плодородие" осуществляется, среди прочего за счет земельного налога.
В судебном заседании представитель ГСАС "Амурская" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Администрации Благовещенского района и финансового управления Администрации Благовещенского района выразили несогласие с жалобой, считают, что бюджетом района на 1999 и 2000 не предусмотрено финансирование работ по агрохимическому обследованию почв Благовещенского района.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит отмене, а дело передаче на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Благовещенского района Амурской области и ГСАС "Амурская" заключен договор б/н от 15.04.1999 на создание научно-технической продукции по состоянию плодородия пашни землепользователей Благовещенского района согласно реестру землепользователей, утвержденному начальником управления сельского хозяйства Администрации Благовещенского района.
Согласно условиям договора исполнитель передает по акту научно-техническую продукцию по каждому землепользователю управлению сельского хозяйства. Оплата за выполненные работы производится Администрацией Благовещенского района в размере 30% стоимости выполненных работ - в 1999 году, оставшуюся сумму - в 2000 году.
Согласно Положению станции агрохимической службы "Амурская" последняя является государственным учреждением и находится в непосредственном подчинении Главного управления химизации и защиты растений с Госхимкомиссией.
Финансирование станции осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ.
Основными задачами станции являются: реализация государственной политики по вопросам химизации сельского хозяйства; разработка региональных программ повышения плодородия почв; государственный контроль за состоянием и динамикой почвенного плодородия; разработка доз внесения удобрений; проведение комплекса почвенно-агрохимических изысканий в сельском хозяйстве.
Согласно п. 4.1 Положения станция вправе оказывать на договорной основе в пределах своей компетенции отдельные виды платных услуг предприятиям, организациям, а также другим субъектам хозяйственной деятельности.
ГСАС "Амурская" условия договора б/н от 15.04.1999 исполнены, о чем свидетельствует акт на выполненные работы без даты, подписанный начальником управления сельского хозяйства Администрации Благовещенского района и директором ГСАС "Амурская". Согласно названному акту стоимость работ составила 205135 рублей. Документы на выполненные работы вручены начальнику финансового отдела Администрации Благовещенского района. 20.04.2000 составлен акт приема-передачи управлению сельского хозяйства Благовещенского района материалов агрохимического обследования земель, которые переданы 27.04.2000 главному агрохимику Благовещенского района для дальнейшей передачи землепользователям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.1992 N 879 и Поручением Правительства РФ от 28.12.1994 N А3-П1-41125 на основе материалов, представленных министерствами и ведомствами (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия субъектов РФ разработана федеральная комплексная программа повышения плодородия почв России в 1996-2000 (2 этап). Согласно разделу 5 программы механизм ее реализации включает в себя организационное, ресурсное, научное, правовое и финансовое обеспечение.
Организационное обеспечение программы предусматривает реализацию намеченных мероприятий через соответствующие программы субъектов федерации.
Государственным заказчиком по программе выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и его органы в субъектах федерации, которые организуют ее выполнение. Общий контроль за реализацией программ осуществляется Минсельхозпродом России. Органы управления АПК субъектов федерации ежеквартально предоставляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ отчеты о реализации программы "Плодородие".
Разделом 6 программы "Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв" определено, что стоимость проведения агрохимических работ составляет 50,2 трлн. рублей, из которых 46,9 трлн. рублей финансируется за счет субъектов федерации, а 3,3 трлн. рублей за счет федерального бюджета.
Статьей 24 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16.07.1998 N 101-ФЗ предусмотрено, что финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, кредитов кредитных организаций и иных, не запрещенных законом источников.
Во исполнение федеральной комплексной программы повышения плодородия почв России разработана комплексная программа повышения плодородия почв Амурской области в 1996-2000 (2 этап) "Плодородие", согласно которой выполнение программы осуществляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, акционерными и другими предприятиями. Часть работ выполняется непосредственно землепользователями. Финансирование осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, земельного налога, а также за счет средств собственников и пользователей земель, кредитов банка. Объемы финансирования устанавливаются ежегодно при формировании федерального и областного бюджетов.
Согласно ст. 19 Закона Амурской области "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", агрохимическое обслуживание осуществляется государственными станциями агрохимической службы "Амурская", "Белогорская" и областной станцией защиты растений. Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии со ст. 10 названного Закона Администрацией области и специально уполномоченными им на осуществление государственного управления в указанной области областными органами исполнительной власти.
Письмом Агропромышленного комплекса Амурской области от 23.12.2000 N 01-01/1536, адресованным управлениям сельского хозяйства районов Амурской области, разъяснен порядок выделения бюджетных средств для выполнения целей по повышению плодородия почв Амурской области.
Данный порядок предусматривает, в том числе, наличие заявки от землепользователей и управлений сельского хозяйства районов, утвержденной АПК области на проведение химической мелиорации почв по конкретному хозяйству, на основании которой Государственные станции агрохимической службы "Амурская" и "Белогорская" разрабатывают проектно-сметную документацию на заявленные работы.
Вывод апелляционной инстанции о том, что работы выполнены ГСАС "Амурская" в рамках федеральной комплексной программы по повышению плодородия почв России на 1996-2000 сделан по неполно исследованным обстоятельствам.
Судом не выяснен объем работ, проводимых ГСАС "Амурская" в рамках комплексных программ "Плодородие" России и Амурской области, с учетом вышеназванных положений. Суд не установил, на какой основе строятся взаимоотношения со станциями агрохимического обследования, кто осуществляет управление в области обеспечения плодородных земель сельскохозяйственного назначения по названным программам.
Кроме этого не дана оценка вопросам финансирования работ в рамках этих программ за счет средств федерального бюджета, бюджета области и земельного налога, не выяснено, кто является прямым получателем данных средств, и каким образом они распределяются исполнителям по комплексным программам.
Решениями Благовещенского районного Совета народных депутатов "О районном бюджете на 1999 год" от 06.08.1999 N 124 и "О районном бюджете на 2000 год" от 29.12.1999 N 133 предусмотрено, что доходы районного бюджета формируются, в том числе, за счет 90% средств земельного налога и арендной платы за земли. Статьей 8 утверждены расходы районного бюджета на мероприятия по улучшению структуры почв в размере 72000 рублей - в 1999 году, по повышению плодородия почв в размере 93000 рублей - в 2000 году.
Письмом АПК Амурской области от 22.02.1999 N 01-15/183 установлено, что ГСАС "Амурская" проводит цикл агрохимического обследования, стоимость обследования составляет 3,5 рублей за 1 гектар. Необходимость обследования земель в Благовещенском районе составляет 74 тыс. гектаров. В связи с чем управлению сельского хозяйства необходимо предусмотреть выделение централизованных денежных средств в бюджете района 1999 года за счет земельного налога и арендной платы за выполнение работ по мониторингу почвенного плодородия в размере 259000 рублей.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства РФ (л.д. 38 т. 2) финансирование программы "Плодородие" осуществляется за счет средств платы за землю. Законом "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено направлять 20% от суммы собранных средств земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты субъектов федерации и 50% - в местные бюджеты. Такие же нормативы направляемых средств определены в Законе "О федеральном бюджете на 1999 год".
Справка отделения федерального казначейства по г. Благовещенску от 30.03.2001 N 02-03/255 содержит сведения об открытии лицевого счета в блоке федеральных программ "Управление сельского хозяйства", а также то, что приход по реестрам на указанные цели составил в 1999 году - 885400 рублей, в 2000 году - 542600 рублей.
Судом не выяснено кто является получателем данных средств и на какие цели они израсходованы.
Судом при принятии постановления, согласно названной справке, установлен объем финансирования ГСАС "Амурская" по программе "Повышения почв России", который составил в 1999 году - 1115400 рублей, в 2000 году - 2467284 рублей.
Между тем, судом не дана оценка данной справке с учетом лимитов бюджетных обязательств по финансированию деятельности станции (л.д. 48 т. 2), не определен фактический размер непосредственного финансирования по комплексным программам "Плодородие".
Изложенное свидетельствует, что судебный акт принят по недостаточно исследованным обстоятельствам.
При новом рассмотрении суду следует исследовать названные обстоятельства.
В постановлении апелляционной инстанции отражено, что истец изменил ранее выдвинутое основание иска по ст. 1102, ч. 2 ст. 1105 как неосновательное обогащение, однако из судебного акта не усматривается, что решил по данному вопросу суд и что фактически явилось основанием рассмотрения спора в апелляционной инстанции.
Согласно ст. 37 АПК РФ изменение основания или предмета иска возможно до принятия решения арбитражным судом.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 02.04.2001 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3533/00-11/165 отменить, дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июня 2001 г. N Ф03-А04/01-1/964
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании