Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2001 г. N Ф03-А04/01-2/908
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от ответчика - предприниматель Черный А.П., Черная Р.Л. - представитель, Доверенность б/н от 11.08.2000, рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Зея на Постановление от 11.08.2000 г. по Делу N А04-1142/00-18/31 Арбитражного суда Амурской области, по иску Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Зея к предпринимателю без образования юридического лица Ч.А. о взыскании штрафа в сумме 2504 рубля.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Зее и Зейскому району (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Ч.А. штрафа в сумме 2504 рублей 70 копеек за применение неисправной контрольно-кассовой машины, предусмотренного Законом Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1).
Решением арбитражного суда от 30.05.2000 иск удовлетворен в полном объеме. При этом суд исходил из того, что ответчиком при расчетах с покупателями использовалась неисправная контрольно-кассовая машина "ОКА-4600.0", так как на чеках, выдаваемых покупателям, отсутствовали следующие реквизиты: наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), заводской номер контрольно-кассовой машины, неправильно установлена дата покупки. Суд счел, что предприниматель мог использовать пресс-клише для нанесения вручную или механическим путем ИНН на чеках, что установлено Письмом Госналогслужбы РФ от 09.10.1998 N ВК-6-16/7120.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2000 решение отменено, в иске отказано. Постановление мотивировано тем, что действующим законодательством допускается использование контрольно-кассовой машины устаревшей модификации, которая не печатает все реквизиты, предусмотренные пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (с изменениями и дополнениями; далее - Положение от 30.07.1993 N 745). Следовательно, такую машину нельзя признать неисправной и, соответственно, привлечение к ответственности предпринимателя за нарушение требований вышеназванного Закона неправомерно.
Инспекцией по налогам и сборам на постановление апелляционной инстанции подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит постановление отменить, оставить в силе Решение от 30.05.2000. По мнению заявителя, постановление апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм материального права, в частности, не учтены требования пункта 8 Положения от 30.07.1993 N 745, в соответствии с которым неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая не печатает или печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные пунктом 4 данного Положения. На этом основании заявитель полагает, что ответчик законно привлечен к ответственности в виде штрафа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы участия в судебном заседании не принял.
Предприниматель Ч.А. отклонил доводы кассационной жалобы и считает, что основания для наложения штрафа за использование неисправной контрольно-кассовой машины отсутствуют.
Проверив законность постановления апелляционной инстанции, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела установлено, что инспекция по налогам и сборам 2 февраля 2000 года провела проверку соблюдения Закона РФ от 18.06.1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в торговой точке магазин "Восток", принадлежащей гражданину - предпринимателю Ч.А. (Свидетельство о государственной регистрации N 32 от 16.02.1999), расположенной в поселке Светлый по ул. Шохина. В указанной торговой точке установлена и применялась контрольно-кассовая машина "ОКА-4600.0" 1996 года выпуска, зарегистрированная владением за предпринимателем Ч.А.
В ходе проверки установлено, что на чеке, отпечатанном данной контрольно-кассовой машиной, отсутствуют следующие реквизиты: наименование организации, ИНН, заводской номер контрольно-кассовой машины, неправильно установлена дата покупки.
На основании Акта проверки от 02.02.2000 руководителем налоговой инспекции принято Решение от 09.02.2000 N 5 о применении к предпринимателю Ч.А. финансовой санкции на сумму 2504 рублей 70 копеек, предусмотренной абзацем третьим части 1 статьи 7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1.
В соответствии со статьей 1 упомянутого Закона торговые операции производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 8 Положения от 30.07.1993 N 745 неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в п. 4 Положения, а именно: - наименование организации, идентификационный номер организации-налогоплательщика, заводской номер контрольно-кассовой машины, порядковый номер чека, дату и время покупки, стоимость покупки, признак фискального режима.
Контрольно-кассовая машина "ОКА-4600.0" 1996 года выпуска по своим конструктивным особенностям не могла отражать на чеках полную необходимую информацию, которую, согласно законодательству, должен содержать чек.
Вместе с тем в случае несоответствия контрольно-кассовой машины действующим техническим требованиям Правительство Российской Федерации Распоряжением от 29.09.1997 N 1402-р предусмотрело осуществление поэтапной замены применяемых на территории Российской Федерации таких контрольно-кассовых машин. Во исполнение пункта 2 упомянутого Распоряжения Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам Решением от 10.02.1999 (Протокол от 10.02.1999 N 1/49-99) утвердила уточненный график замены контрольно-кассовых машин, включенных в государственный реестр контрольно-кассовых машин. Согласно этому графику замена контрольно-кассовых машин модели "Ока-4600.0" выпуска 1996 года должна быть завершена в 2000 году, то есть до 31 декабря 2000 года замена обязательна.
Материалы дела свидетельствуют о том, что проверка налоговой инспекцией выполнения предпринимателем требований Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 произведена в феврале 2000 года. Поэтому апелляционная инстанция правомерно признала, что поскольку срок завершения замены на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью на момент проверки не истек, у инспекции по налогам и сборам отсутствовали основания к привлечению предпринимателя к финансовой ответственности.
В этой связи доводы кассационной жалобы отклоняются, так как судебной инстанцией нормы материального права применены правильно, постановление апелляционной инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 11.08.2000 Арбитражного суда Амурской области по Делу N А04-1142/00-18/31 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2001 г. N Ф03-А04/01-2/908
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании