Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 июля 2000 г. N Ф03-А51/00-2/1093
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственного учреждения УЦ-267/37 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ на Постановление от 19.04.2000 г. по делу N А51-396/00 20-19 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому р-ну Приморского края к Государственному учреждению УЦ-267/37 Управления исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ о взыскании 79377 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району Приморского края (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском с Государственному учреждению УЦ 267/37 Управления исправления наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (далее - государственное учреждение УЦ 267/37) о взыскании налоговых санкций по решению от 07.10.99 г. N 70 в сумме 79377 руб.
Решением суда от 17.02.2000 г. с государственного учреждения УЦ 267/37 взыскано 79377 руб., в том числе: 68496 руб. - штраф 20% от суммы неуплаченного НДС, 687 руб. - штраф 20% от неуплаченного налога на прибыль; 85 руб. - штраф 20% от суммы неуплаченного сбора на нужды образовательных учреждений; 130 руб. - штраф 20% от неуплаченного сбора на содержание милиции и благоустройство территории; 4184 руб. - штраф 20% от суммы несвоевременно перечисленного подоходного налога за 1999 г.; 5795 руб. - 10% штраф от суммы несвоевременно перечисленного подоходного налога за 1998 г.
Апелляционная инстанция постановлением от 19.04.2000 г. решение суда первой инстанции изменила, отказала во взыскании штрафа 20% в размере 85 руб. за неуплаченный сбор на нужды образовательных учреждений, мотивируя тем, что организации, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетного финансирования, освобождены от уплаты этого сбора. Указанная льгота предусмотрена статьей 4 Закона Приморского края от 26.12.95 г. "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц".
В остальной части суды обеих инстанций исходили из того, что налоговые правонарушения нашли свое подтверждение в материалах дела и признаются ответчиком.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по жалобе Государственного учреждения УЦ 267/37, которое просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Заявитель обосновывает доводы, изложенные в жалобе, тем, что применение к нему ответственности, установленной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерно, и ухудшает его положение, поскольку нарушения налогового законодательства, которые он не отрицает, допущены в 1997, 1998 гг. В тот период ответственность за аналогичные нарушения наступала в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который признан неконституционным и утратил силу согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 г. N 11-П "По делу о проверке Конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой Службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции". На этом основании с государственного учреждения УЦ 267/37 не могут быть взысканы налоговые санкции.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, кассационная инстанция не находит правовых оснований к отмене судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району Приморского края проведена выездная налоговая проверка государственного учреждения УЦ 267/37 за период с 01.01.97 г. по 01.07.99 г. Составлен акт проверки от 27.09.99 г. N 70, в котором отражены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Установлено что, ответчик, являясь государственным учреждением Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, дополнительно занимается сельскохозяйственной деятельностью, от которой имеет доходы, подлежащие налогообложению.
В нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552, ГУ УЦ N 267/37 неправомерно относило на себестоимость реализованной продукции расходы по списанию ГСМ без подтверждающих документов; аналогично списывало расходы по проведению культурно-массовых мероприятий, затраты по приобретению патента на право торговли, стоимость лицензии на реализацию подакцизных товаров, - в результате занизило налогооблагаемую базу и не уплатило налог на прибыль в сумме 11446 руб.
В нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 г. N 1992-1 (с изменениями и дополнениями) занижало обороты по реализации продукции, неправильно применяло ставки налога, излишне относило на возмещение из бюджета налог на добавленную стоимость, что привело к неуплате НДС в сумме 342480 руб.
Кроме того, ответчиком не был уплачен в 1999 г. сбор на нужды образовательных учреждений в сумме 423 руб., установленный статьей 3 Закона Приморского края "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" от 26.12.95 г.
В нарушение пункта 2 Положения о целевом сборе на содержание милиции и благоустройство территории района, утвержденного решением Муниципального комитета Октябрьского района, не исчислялся налог с численности аттестованного состава, в результате занижена сумма сбора на 648 рублей.
За проверяемый период ответчик несвоевременно и не в полном объеме перечислил в бюджет исчисленный и удержанный у физических лиц подоходный налог за 1996-1998 гг. на сумму 57958 руб. и за 1999 г. на сумму 20921 руб., чем нарушил статью 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 г. N 1998-1 (с изменениями и дополнениями).
На основании акта проверки принято решение от 07.10.99 г. N 70 о привлечении государственного учреждения УЦ 267/37 к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, в соответствии со статьями 122, 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа 20% с указанных выше неуплаченных налогов и штрафа 10% согласно статье 22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
Поскольку ответчик добровольно не уплатил налоговые санкции, налоговый орган обратился в суд за их взысканием.
Суд первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к обоснованному выводу о совершении ответчиком налогового правонарушения. Данный факт не оспаривается и налогоплательщиком.
При этом апелляционная инстанция правомерно отказала налоговой инспекции в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа 20% за сбор на нужды образовательных учреждений в I квартале 1999 г. в сумме 85 руб., указав на недоказанность вывода о занижении сбора в проверяемый период.
Согласно статье 4 Закона Приморского края от 26.12.95 г. "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" от уплаты сбора освобождаются учреждения, осуществляющие деятельность за счет бюджетного финансирования.
Налоговая инспекция не подтвердила, что заниженный облагаемый оборот в сумме 42265 руб. составляют средства по оплате труда, относящиеся к предпринимательской деятельности. Поскольку такая обязанность при рассмотрении исков о признании недействительными актов государственных органов согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на налоговой инспекции, указанный штраф не подлежит взысканию.
Довод ответчика о неправильном применении налоговым органом норм Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим до его введения, кассационной инстанцией не может быть признан обоснованным.
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21, с 01.01.99 г. утратил силу, поэтому решение о взыскании санкций за налоговое правонарушение, допущенное до 01.01.99 г., не может быть принято судом после вступления в силу с 01.01.99 г. Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это положение закреплено в пункте 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом РФ (ст. 122) за нарушения, допущенные ответчиком до 01.01.99 г., установлена более мягкая ответственность, чем было предусмотрено Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пп."а" п. 1 ст. 13), поэтому суд, установив факт занижения прибыли и неучет иного объекта налогообложения, которые привели к неуплате вышеупомянутых налогов и сбора, правомерно удовлетворил иск о взыскании с государственного учреждения УЦ 263/37 налоговых санкций на сумму 79292 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Приморского края от 19.04.2000 г. по делу N А51-396/00-20-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2000 г. N Ф03-А51/00-2/1093
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании