Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1832
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: юрисконсульт по доверенности от 19.03.2003 N 7/95 - Кузнецова А.В., от ответчика: Министерство финансов РФ - Бертина Н.В. - ведущий специалист по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 24.03.2003, постановление от 23.05.2003 по делу N А73-609/2003-31 (АИ-1/436) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании 81751 руб. 64 коп.
Изготовление мотивированного постановления откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 11.08.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 81751 руб. 64 коп., составляющих убытки в виде выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за потребленную электрическую энергию в размере 50% почетным донорам России с 01.01.2002 по 31.06.2002.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Решением от 24.03.2003, оставленным без изменением постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2003, исковые требования удовлетворены с взысканием предъявленной суммы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что в ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" сказано, что граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг, однако, в данной статье не установлено, каков конкретно размер снижения оплаты коммунальных услуг, за счет средств какого бюджета происходит финансирование данных льгот и, следовательно, взыскание с федерального бюджета выпадающих доходов энергоснабжающей организации, связанных с предоставлением данных льгот, необоснованно.
В заседании суда представитель Министерства финансов РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители истца, Минфина Хабаровского края с жалобой не согласились и просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в период с 01.01.2002 по 31.06.2002 предоставляло льготы в размере 50% по оплате электрической энергии почетным донорам, проживающим в муниципальном, государственном жилом фонде.
Данная льгота предоставлялась на основании статьи 11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", особые льготы, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Вместе с тем ни сама статья 11, ни другие положения Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002 N 68-О, непринятие законодателем нормативных актов по регулированию порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" льгот, предусмотренных федеральным законом, не может служить основанием для отказа в предоставлении данным категориям граждан льгот по оплате за коммунальные услуги.
Документов в подтверждение приостановления действий Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" Минфином не представлено.
Статья 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает, что финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Таким образом, Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" установил три источника его финансирования - бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поэтому, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В связи с указанным Арбитражный суд Хабаровского края правомерно, на основании статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, взыскал сумму 81751 руб. 64 коп., - составляющую льготы, предоставленные истцом по оплате тепловой энергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.03.2003, постановление от 23.05.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-609/2003-31 (АИ-1/436) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает, что финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Таким образом, Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" установил три источника его финансирования - бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поэтому, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В связи с указанным Арбитражный суд Хабаровского края правомерно, на основании статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, взыскал сумму 81751 руб. 64 коп., - составляющую льготы, предоставленные истцом по оплате тепловой энергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1832
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании