Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 августа 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1457
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца: Калаев И.В. - юрисконсульт по доверенности N 7/134 от 03.06.2002; от ответчиков: Администрация г. Хабаровска, Финансовый департамент г. Хабаровска - Бутковский А.В. по доверенности N 04-02/3 от 03.01.2002; от Минфин РФ - Леонтьева Н.Ю. - по доверенности от 16.01.2002, от Правительства Хабаровского края и Минфин Хабаровского края - Власенко Н.В. по доверенностям N 19-12/209 от 19.02.2002, N 8.28-889 от 06.02.2002, рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11.03.2002, постановление от 20.05.2002 по делу N А73-161/2002-13 (АИ-1/336) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 37131624 руб. 18 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 37131624 руб. 18 коп., составляющих убытки в виде выпадающих доходов от предоставления в период с 01.01.2001 по 30.11.2001 компенсаций (субсидий) по оплате потребленной тепловой энергии малообеспеченным гражданам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда г. Хабаровска, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
В соответствии со ст. 37 АПК РФ истец увеличил сумму требований до 43025266 руб. 70 коп.
В качестве соответчика по делу судом с согласия истца привлечено Министерство финансов РФ.
Решением суда от 11.03.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2002, сумма иска взыскана в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
При этом, судебные инстанции установили факт незаконных действий Правительства РФ как органа государственной власти РФ, передавшего государственные полномочия по предоставлению льгот установленных федеральным законодательством на органы государственной власти субъектов федерации и муниципальных образований без обеспечения их целевого финансирования из федерального бюджета в 2001 году, поэтому вины - Администраций Хабаровского края и муниципального образования г. Хабаровска в причинении убытков истцу нет.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 162, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению Министерства финансов РФ в лице управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому края, полагающего их отменить как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального права, иск удовлетворить за счет казны Хабаровского края.
По мнению заявителя, арбитражный суд пришел к ошибочному выводу о том, что расходы на предоставление субсидий, предусмотренных ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", должны финансироваться из федерального бюджета, в нарушение ст. 72 Конституции РФ, ст.ст. 7, 85 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 г.
В силу названного законодательства, как полагает заявитель жалобы, в материально-правовых отношениях по возмещению расходов на предоставление указанных льгот с энергоснабжающей организацией состоят органы государственной власти Хабаровского края как субъекта федерации, а не Российская Федерация.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу обоснованной.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в лице подразделения "Хабаровские тепловые сети" в течение 2001 года предоставляло малообеспеченным гражданам, проживающим в жилом фонде г. Хабаровска, компенсации (субсидии) на оплату тепловой энергии в соответствии со статьей 15 ФЗ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 286 от 03.08.2000, которым утверждены методика расчета и порядок предоставления субсидий в Хабаровском крае.
Всего за 2001 год истцом было предоставлено субсидий этой категории лиц на общую сумму 43025266 руб. 70 коп., что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Ввиду невозмещения ответчиками указанной суммы выпадающих доходов истец предъявил свои требования на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. "Ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ решение вопросов относящихся к сфере социальной защиты населения находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ.
При этом, согласно ст. 7 БК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений относится разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Пункт 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что такой функциональный вид расходов как обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, это же положение заключено и в Постановлении Правительства РФ N 862 от 30.07.98 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации" (пункт 3.1).
Исходя из данных норм материального права следует признать, что арбитражный суд ошибочно определил источником покрытия затрат на предоставление субсидий гражданам только федеральный бюджет.
Согласно статьи 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляет гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом источником финансирования субсидий определяются законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для чего в пункте 6 "Г" указанного Постановления данным органам рекомендовано предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Исходя из положений приведенных норм материального права, выводы суда о том, что в случае отсутствия финансирования из федерального бюджета бюджету субъекта федерации на компенсацию расходов по предоставлению субсидий по оплате коммунальных услуг, бремя их возмещения организациям, оказывающим такие услуги, несет Российская Федерация, не основаны на законодательстве регулирующем правоотношения сторон.
Во исполнение указанного выше федерального законодательства, органами государственной власти Хабаровского края был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих порядок предоставления населению края указанных субсидий и источники финансирования рассматриваемых расходов - краевой бюджет, в частности: постановления Главы Администрации N 327 от 29.09.1994 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Хабаровского края"; N 286 от 03.08.2000 "О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влиянии на улучшение финансово-экономической ситуации в крае".
Также Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" (пункт 3.2.3), Законом Хабаровского края N 182 от 26.01.2000 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год" и принятым в исполнение решением Хабаровской Городской Думы N 428 от 25.04.2000 утверждены мероприятия по социальной защите указанных категорий граждан, а источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований, что не противоречит пункту 6 статьи 5 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Как видно их материалов дела, пояснений сторон, финансовые средства муниципальному бюджету г. Хабаровска из бюджета Хабаровского края для финансирования спорных государственных полномочий в рассматриваемый период не выделялись, поэтому оснований для удовлетворения требований истца за счет средств бюджета г. Хабаровска не имеется.
В соответствии с названными нормами закона, а также статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ расходы, произведенные истцом на предоставление гражданам субсидий для оплаты тепловой энергии, должны возмещаться за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края (ранее - Финансовый департамент Хабаровского края), не исполнившего надлежащим образом государственные полномочия отнесенные законом к предмету совместного ведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.03.2002 и постановление от 20.05.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-161/2002-13 (АИ-1/336) отменить.
Взыскать с казны Хабаровского края в лице Министерства Хабаровского края в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 43025266 руб. 70 коп.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения отмененных судебных актов в порядке статей 208, 209 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1457
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании