Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 марта 2001 г. N Ф03-А59/01-1/235
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Корсаковская судоходная компания" на решение от 15.11.2000, постановление от 04.01.2001 по делу N А59-4430/2000-С10 Арбитражного суда Сахалинской области по иску открытого акционерного общества "Корсаковская судоходная компания" к открытому акционерному обществу "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" о взыскании 500628 рублей.
Открытое акционерное общество "Корсаковская судоходная компания" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" о возмещении вреда в сумме 500628 рублей, причиненного его имуществу транспортно-буксирным судном "Нефтегаз-60" (далее ТБС "Нефтегаз-60").
Решением от 15.11.2000 в иске отказано в связи с тем, что обязанность по возмещению вреда, причиненного третьим лицам источником повышенной опасности, возлагается на его владельца, тогда как спорное судно выбыло из владения ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз".
Постановлением от 04.01.2001 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе ОАО "Корсаковская судоходная компания" (далее ОАО "КСК", Компания) предлагает отменить состоявшиеся по делу судебные акты как незаконные, исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что суд необоснованно не принял во внимание его доводы о принятии мер по установлению владельца ТБС "Нефтегаз-60", сведения о котором ответчик как собственник судна отказался представить. Кроме того, поскольку договор бербоут-чартера не легализован, он не может служить доказательством выбытия судна из владения ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" выразило несогласие с ее доводами, и просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные. При этом он указал на то, что копия договора бербоут-чартера от 06.06.2000 N 18-27/253-2000 представлена в материалах дела, а его подлинник обозревался в судебном заседании. Данный договор зарегистрирован капитаном Холмского торгового порта в соответствии со ст. 38 КТМ РФ и подтверждает факт выбытия ТБС "Нефтегаз-60" из владения ответчика.
В судебном заседании кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участия не принимали.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.07.2000 произошел аварийный случай, в результате которого источником повышенной опасности - ТБС "Нефтегаз-60" причинен вред имуществу ОАО "КСК" - судну СПП-027, получившему повреждения корпуса и судовых конструкций, которые требуют восстановительного ремонта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Компании в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд сослался на то, что судовладелец ТБС "Нефтегаз-60" - ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" не может нести ответственность за вред, причиненный этим судном, поскольку оно на момент аварии выбыло из его владения.
Данный вывод суда правомерен, соответствует материалам дела, сделан с правильным применением норм права.
Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, что имело место в данном случае, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют этим источником на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды.
Суд установил, что ответчик как собственник ТБС "Нефтегаз-60" передал его в аренду на 24 месяца компании "Нефтегаз Шиппинг Лимитед" по договору бербоут-чартера от 06.06.2000 N 18-27/253-2000.
В соответствии со ст. 211 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее КТМ РФ) договор бербоут-чартера является договором фрахтования судна без экипажа.
Отношения, вытекающие из договора бербоут-чартера, являющегося разновидностью договора аренды транспортного средства - арендой транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации, регулируются статьями 642-649 ГК РФ.
Так, ст. 648 ГК РФ предусматривает, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам таким транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, возлагается на арендатора в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
В статье 219 КТМ РФ также предусмотрена ответственность бербоутного фрахтователя перед третьими лицами по любым их требованиям, связанным с эксплуатацией судна.
При таких обстоятельствах суд правомерно освободил ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" от ответственности за вред, причиненный принадлежащим ему судном, которое на момент аварийного случая выбыло из его владения по договору бербоут-чартера.
Доводы заявителя жалобы о том, что данный договор не может служить надлежащим доказательством по делу, поскольку отсутствуют доказательства его легализации, не принимается кассационной инстанцией во внимание по следующим основаниям.
Под легализацией в смысле Гаагской конвенции (1961 года), отменяющей требование дипломатической и консульской легализации официальных документов, подразумевается формальная процедура в виде проставления на официальных документах компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства специального штампа - апостиля (статьи 2, 3 Конвенции).
В соответствии со ст. 1 Конвенции в качестве официальных документов рассматриваются:
а) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
б) административные документы;
в) нотариальные акты;
г) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется на:
а) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;
б) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
Поскольку договор бербоут-чартера не является официальным документом, то отсутствуют и основания для его легализации в смысле Гаагской Конвенции (1961 г.).
Не могут быть приняты во внимание кассационной инстанцией и доводы заявителя жалобы о том, что в случае, когда судовладельцем не представлены сведения о фрахтователе судна, то на него возлагается ответственность за вред, причиненный судном, переданным во фрахт.
Нормы права, регулирующие ответственность за вред, причиненный судном, переданным в бербоутный фрахт, такого положения об ответственности судовладельца не содержат.
Кроме того, в представленном ответчиком в обоснование его возражений на иск договоре бербоут-чартера, содержатся сведения о бербоутном фрахтователе и его местонахождении (бокс 4), в связи с чем истец имел возможность воспользоваться предоставленным ему ст. 35 АПК РФ правом на привлечение к участию в деле в качестве ответчика фрахтователя судна.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 93, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.11.2000, постановление от 04.01.2001 по делу N А59-4430/2000-С10 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Корсаковская судоходная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по кассационной жалобе в сумме 197 рублей 39 копеек.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2001 г. N Ф03-А59/01-1/235
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании