Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 марта 2001 г. N Ф03-А59/01-1/255
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Сахалинский КЛПХ" на решение от 27.11.2000 по делу N А59-2881/2000-С9 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Комитета Администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом к открытому акционерному обществу "Северо-Сахалинский комплексный леспромхоз", Фонду имущества Сахалинской области; 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью научно-производственная компания "Агнево", о применении последствии недействительности ничтожной сделки.
Комитет Администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом обратился в Арбитражный суд Сахалинской области к открытому акционерному обществу "Северо-Сахалинский комплексный леспромхоз" (далее ОАО "Северо-Сахалинский КЛПХ") и к Фонду имущества Сахалинской области о признании сделки приватизации на основании статей 166, 168 недействительной в части включения в уставный капитал АООТ "Северо-Сахалинский КЛПХ" гидротехнического сооружения - морского ряжевого пирса в поселке Танги Александровского района Сахалинской области и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке статьи 167 ГК РФ, о возврате указанного имущества в государственную собственность Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью научно-производственная компания "Агнево" (далее ООО НПК "Агнево").
Решением от 27.11.2000 иск Комитета Администрации Сахалинской области удовлетворен. Арбитражный суд признал сделку приватизации в части включения морского ряжевого пирса в поселке Танги в план приватизации на основании статей 166, 168 ГК РФ недействительной (ничтожной) сделкой, не соответствующей требованиям закона.
При этом арбитражный суд обязал ОАО "Северо-Сахалинский КЛПХ" возвратить Комитету Администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом морской ряжевой пирс в поселке Танги Александровского района Сахалинской области.
Отказ Комитета от иска к Фонду имущества Сахалинской области арбитражным судом принят и производство по делу в этой части иска в соответствии с пунктом 6 ст. 85 АПК РФ прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Северо-Сахалинский КЛПХ" предлагает решение отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что ряжевый пирс, указанный в Приложении к плану приватизации под N 705 (стр. 31) относится к лесопункту, как неотъемлемое звено в технологическом процессе заготовки, разделки и реализации древесины и никакого отношения к портпункту не имеет.
Считает ссылку суда на распоряжение Госимущества России N 700-р от 04.11.1992 несостоятельной, поскольку лесопункт Танги не является морским портом и как таковой нигде не зарегистрирован. Поэтому не может подпадать под перечень портовых объектов, приватизация которых запрещена.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет Администрации Сахалинской области считает, что решение от 27.11.2000 является законным и обоснованным. Пояснив при этом, что в соответствии с действующим законодательством рабочая комиссия не имела права включать в план приватизации объект гидротехнического сооружения - Морской ряжевый пирс, расположенный в поселке Танги.
Представители сторон в судебном заседании кассационной инстанции не участвовали.
Проверив законность решения от 27.11.2000, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно принято с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Сахалинский областной комитет по управлению государственным имуществом в соответствии с разделом 3 Указа Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений, государственных предприятий в акционерные общества" от 01.07.1992 N 721 принял решение от 23.12.1992 о приватизации Северо-Сахалинского комплексного леспромхоза путем создания акционерного общества открытого типа.
В этой связи на предприятии леспромхоза была создана рабочая комиссия, которая подготовила план приватизации, акты оценки имущества, Устав акционерного общества.
В приложении N 1 к плану приватизации под N 705 в разделе "Лесопункт Танги" рабочей комиссией включен морской пирс ряжевый, который приватизировал в 1993 году Северо-Сахалинский леспромхоз в виде включения данного имущества в уставный капитал АООТ "Северо-Сахалинский КЛПХ".
Комитет Администрации Сахалинской области считая, что сделка приватизации гидротехнического сооружения морского ряжевого пирса в п. Танги Александровского района Сахалинской области совершена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и является ничтожной, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные Комитетом требования, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 распоряжения госкомимущества РФ от 04.11.1992 N 700-р портовые сооружения и причалы не должны включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ.
Согласно п. 2.1.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, приватизация портовых гидротехнических сооружений и объектов, находящихся в федеральной собственности, была запрещена. Причем в соответствии с разъяснением Госкомимущества РФ от 16.07.1999 N ГГ-2/8115 (л.д. 30) указанная норма распространяется на все портовые гидротехнические сооружения и объекты вне зависимости от специфики деятельности предприятий, на балансе которых находились данные объекты.
Таким образом, установив, что сделка приватизации между АООТ "Северо-Сахалинский КЛПХ" и Сахалинским областным комитетом по управлению государственным имуществом в части включения морского ряжевого пирса в поселке Танги в план приватизации противоречит вышеперечисленному законодательству РФ, арбитражный суд, правильно применив положения статей 166, 167, 168 ГК РФ и ст. 9 ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ", пришел к обоснованному выводу о признании сделки приватизации ничтожной и об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что морской ряжевый пирс лесопункта Танги Северо-Сахалинского комплексного леспромхоза не может подпадать под перечень портовых объектов, приватизация которых запрещена, опровергаются материалами, имеющимися в деле, поэтому во внимание судом кассационной инстанции не принимаются.
Его же доводы о приватизации ряжевого пирса как неотъемлемого звена лесопункта, который участвует в технологическом процессе заготовки, разделки и реализации древесины и не имеет отношения к портопункту, решающего значения по делу не имеют, исходя из разъяснений Госкомимущества от 16.07.1999 N ГГ-2/8115.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение соответствует обстоятельствам дела и закону, поэтому его следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Госпошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета, так как при ее подаче ОАО "Северо-Сахалинский КЛПХ" предоставлялась отсрочка от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.11.2000 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2881/2000-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Северо-Сахалинский КЛПХ" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2001 г. N Ф03-А59/01-1/255
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании