Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 июня 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1072
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю на решение от 18.03.2002 по делу N А51-1387/2002 8-32 Арбитражного суда Приморского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сбором N 3 по Приморскому краю к Открытому акционерному обществу "А" о взыскании 3494 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "А" о взыскании 3494 руб., составляющих налоговую санкцию по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
Решением суда от 18.03.2002 в иске отказано по мотиву необоснованности заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность состоявшегося судебного решения проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который просит его отменить как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права: статьи 23, пункта 2 статьи 119 НК РФ, статьи 32-1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-43 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", подпункта "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 20 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.1992 N 632, приказа Минприроды, Минфина и Госналогслужбы Российской Федерации от 03.03.1993, заявитель считает неправомерным вывод суда о том, что срок представления расчета по 10% отчислениям за фактическое загрязнение окружающей среды не предусмотрен в установленном законом порядке. Истец полагает, что представление налоговых деклараций по указанным отчислениям является обязанностью налогоплательщика, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, поэтому непредставление в установленный срок такой декларации влечет ответственность по статье 119 НК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона от 05.08.2000 следует читать как "N 118-ФЗ"
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив законность решения первой инстанции, суд кассационной инстанции считает, что оно подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки принято решение от 02.10.2001 о привлечении открытого акционерного общества "А" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 3494 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета) по 10% отчислениям за фактическое загрязнение окружающей среды за IV квартал 2000 года.
В связи с неуплатой налоговой санкции добровольно, налоговый орган обратился за ее взысканием в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что плата за загрязнение окружающей природной среды не относится к установленным законом налогам и сборам, а также из того, что Порядок направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды, которым определен срок представления налоговой декларации по данному платежу, не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения ответчика к ответственности за непредставление налоговой декларации.
Выводы арбитражного суда ошибочны, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Понятие налоговой декларации дано в статье 80 НК РФ, согласно пункту 1 которой, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, налоговых льготах и сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В силу подпункта "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, отнесены к федеральным налогам.
Согласно Закону РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями) платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Пунктом 4 статьи 20 данного Закона определено, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Определение порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов в силу пункта 5 статьи 20 названного Закона возложено на Правительство Российской Федерации.
Постановлением от 28.08.1992 N 642 Правительство Российской Федерации утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Во исполнение пункта 5 этого Постановления Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Госналогслужбой Российской Федерации 03.03.1993 утвержден Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27.05.1993 N 262). Пунктом 4 указанного Порядка установлен налоговый период - квартал - и предусмотрена обязанность природопользователей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять расчеты 10-процентных отчислений за фактическое загрязнение окружающей природной среды, направленных в федеральный бюджет Российской Федерации, налоговому органу по месту нахождения по форме согласно Приложению N 2.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 следует читать как "N 632"
Таким образом, ОАО "А" обязано было представить расчет за IV квартал 2000 года не позднее 20.01.2001. Однако, фактически указанный расчет представлен 20.09.2001.
Из расчета 10-процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды усматривается, что он содержит данные, связанные с исчислением и уплатой налога, следовательно, непредставление такого расчета в установленный срок признается непредставлением налоговой декларации и влечет ответственность предусмотренную статьей 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, дело передаче для рассмотрения по существу заявленных требований, так как при рассмотрении дела правильность произведенного налоговым органом расчета и размера взыскиваемой суммы штрафа за непредставление налоговой декларации судом не проверялись. Суд также не исследовал наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 112 НК РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2000 по делу N А51-1387/2002 8-32 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе решить суду при новом рассмотрении дела.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июня 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1072
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании