Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июня 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1115
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю на решение от 26.03.2002 по делу N А51-2111/2002 20-45 Арбитражного суда Приморского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю к Федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в лице Дистанции гражданских сооружений о станции Уссурийск филиала Владивостокского отделения железной дороги о взыскании 96295 рублей.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась к Федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в лице Дистанции гражданских сооружений станции Уссурийск филиала Владивостокского отделения железной дороги (далее - ФГУП "Дальневосточная железная дорога") с иском о взыскании налоговых санкций в общей сумме 96295 руб.
До принятия судом решения истец, в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уменьшил размер исковых требований до 89169 рублей в связи с добровольной частичной уплатой ответчиком штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2002 исковые требования удовлетворены в части взыскания штрафных санкций по налогу на имущество - 1832 руб., а также штрафа в размере 20% от суммы несвоевременно перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 43668 руб. 50 коп. при этом, учитывая смягчающие вину обстоятельства, суд снизил размер штрафных санкций за данное правонарушение. В остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит (частично) отменить принятый по делу судебный акт в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно применил смягчающие вину обстоятельства, снизив штраф до 43668 руб. с 87337 руб., так как ответчик являлся только налоговым агентом, поэтому обязан был в установленные сроки перечислить исчисленный и удержанный с физических лиц подоходный налог, поскольку плательщиками данного налога являются работники ФГУП "Дальневосточная железная дорога".
Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, инспекция по налогам и сборам в заседании суда участия не принимала.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы налогового органа, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным. Ходатайством N НОДЮ-536 от 13.06.2002 просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как установлено материалами дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку обособленного подразделения ФГУП "Дальневосточная железная дорога" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. Результаты проверки отражены в акте N 231 от 31.08.2001, на основании, которого принято решение N 9585 от 24.09.2001 о привлечении ФГУП "Дальневосточная железная дорога" за совершение налоговых правонарушений к налоговой ответственности.
В соответствии с данным решением ответчику начислены штрафные санкции по:
пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)
- по налогу на имущество - 1832 руб.
- по налогу на пользователей автомобильных дорог - 4412 руб.
- по единому налогу на вмененный доход - 1728 руб.
- по налогу с продаж - 986 руб.
Итого: 8958 руб.;
по статье 123 НК РФ за невыполнение в 2001 году налоговым агентом обязанности по своевременному перечислению в бюджет удержанных сумм с налогоплательщиков (физических лиц) в сумме 87337 руб. Этим же решением ответчику предложено в добровольном порядке перечислить доначисленные налоги, пени за их несвоевременную уплату. В адрес ответчика направлено требование N 538 от 25.09.2001 о добровольной уплате налогов, пени, штрафов в срок до 03.10.2001.
Так как требование налогового органа в установленный срок не исполнено, 28.02.2002 инспекция по налогам и сборам обратилась за взысканием штрафных санкций в судебном порядке.
Ходатайством от 26.03.2002 N 05/2991 (л.д. 49) истец просит уменьшить сумму штрафных санкций, в связи с добровольной уплатой штрафа по налогу на пользователей автодорог, по налогу с продаж, единому налогу на вмененный доход в полном объеме взыскать штраф только в сумме 89169 руб., в том числе по:
- налогу на имущество - 1832 руб.
- налогу на доходы, выплаченные физическим лицам - 87337 руб.
Из материалов дела следует, что ответчик признает допущенные налоговые правонарушения в полном объеме, своевременную уплату налогов производить не мог из-за недостаточного финансирования и включения, в настоящее время, в процедуру реструктуризации долгов.
В части неуплаченных сумм штрафов, предъявленных ко взысканию, арбитражным судом установлено, что ответчик несвоевременно оприходовал топливо и другие товарно-материальные ценности, в результате чего допущены нарушения Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество" (с изменениями и дополнениями), Инструкции Госналогслужбы РФ N 33 от 08.06.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество в сумме 9161 руб. В связи с вышеизложенным, требования налогового органа о взыскании штрафа в размере 20% от доначисленного налога на имущество - 1832 руб. (20% от 9161 руб.) правомерно удовлетворены арбитражным судом в полном объеме, так как, в соответствии со статьей 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
В ходе проверки также установлено, что в нарушение статьи 24 Налогового кодекса РФ, ФГУП "Дальневосточная железная дорога" несвоевременно перечислило налог на доходы физических лиц. На момент окончания проверки неперечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащего удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджет, составила 436687 руб. В соответствии со статьей 123 НК РФ, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Факт неперечисления указанных сумм ответчик признает и объясняет тяжелым финансовым положением, недостаточным и несвоевременным финансированием со стороны Министерства путей сообщения РФ. В связи с вышеизложенным, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования налогового органа о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 123 НК РФ, являются обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд неправомерно снизил размер штрафных санкций, не соответствуют нормам материального права.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 114 НК РФ, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа уменьшается не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 112 данного Кодекса предусмотрено, что судом могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства, кроме установленных в пункте 1, то есть, приведенный перечень не является исчерпывающим.
При изложенных выше обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.03.2002 по делу N А51-2111/2002 20-45 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июня 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1115
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании