Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1431
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю на постановление от 19.03.2002, определение от 08.05.2002 по делу N А51-908/2002-24-35 Арбитражного суда Приморского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "И", город Уссурийск о взыскании налоговых санкций в сумме 6016 рублей.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "И" налоговых санкций в общей сумме 6016 рублей.
Определением арбитражного суда от 19.03.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2002, производство по делу прекращено в порядке пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ввиду не подведомственности данного спора арбитражному суду. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку действие решения истца о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам ответчика не прекращено, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения с иском в арбитражный суд.
Правильность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит отменить определение первой и постановление апелляционной инстанций, как принятые с нарушением норм материального права и процессуального права и передать дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судом не исследован вопрос о порядке взыскания штрафных санкций в случае отмены решения о реструктуризации. При этом прекращение производства по делу лишает налоговый орган права на взыскание налоговых санкций в судебном порядке, поскольку срок, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным и не подлежит восстановлению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции участия не принимали.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "И" по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество, подоходного налога, косвенных и местных налогов за период с 01.07.1998 по 31.05.2001. В ходе проверки выявлена неполная уплата налога на добавленную стоимость в сумме 55363 рубля, налога с продаж - 14363 рубля, налога на прибыль - 9397 рублей, о чем составлен акт от 03.08.2001 N 214. На основании акта налоговым органом вынесено решение от 28.08.2001 N 7805, с учетом зачета по имеющейся переплате по лицевому счету налогоплательщика в счет уплаты доначисленного НДС в сумме 49041 рубль, общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость - 1264 рубля, налога с продаж - 2873 рубля и налога на прибыль - 1879 рублей.
В связи с неуплатой названных налогов и штрафных санкций в добровольном порядке, инспекция по налогам и сборам обратилась с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассматривая исковые требования, установил, что 27.12.2001 налоговым органом принято решение N 68 о реструктуризации задолженности ООО "И" по начисленным пеням и штрафам перед федеральным и региональным бюджетами.
При этом участниками налоговых правоотношений составлены графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам до 2011 года. Вместе с тем, 24.01.2002 налоговый орган обратился с иском в арбитражный суд о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций в сумме 6016 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" установлено, что со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам и приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности. Принятым в развитие данного Постановления Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 определены правила применения вышеуказанного порядка в 2001 году.
Законодательно закреплено, что организация утрачивает право на реструктуризацию в том случае, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности нарушаются сроки уплаты текущих платежей по налогам и сборам, а также согласованный график погашения задолженности. При выявлении указанных нарушений налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации.
При вынесении определения о прекращении производства по настоящему делу суд исходил из того, что поскольку такое решение налоговым органом принято не было, основания для взыскания штрафов и пени в судебном порядке у налогового органа отсутствуют.
Срок для обращения с иском о взыскании налоговых санкций установлен пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации и ограничен шестью месяцами со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Пунктом 20 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с введением части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено, что данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. При этом в случае выявления нарушения сроков, установленных статьей 115 Кодекса, судам следует отказывать в удовлетворении исковых требований о взыскании налоговых санкций.
Учитывая, что пункт 8 Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом предусматривает приостановление мер принудительного взыскания в отношении реструктурируемых налоговых санкций и касается приостановления санкций, взысканных по решению суда, инспекция по налогам и сборам правомерно обратилась с иском в арбитражный суд. Пропуск предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации срока лишает налоговый орган в дальнейшем, в зависимости от ситуации при соблюдении обществом порядка реструктуризации, решить вопрос о взыскании налоговых санкций.
В этой связи определение суда первой и постановление апелляционной инстанций не могут считаться законными и обоснованными и подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении спора судом не исследовался факт совершения налоговых правонарушений и правомерности применения налоговых санкций.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 174-177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 19.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 08.05.2002 по делу N А51-908/2002 24-35 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1431
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании