Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1140
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока на решение от 26.11.2001, постановление от 17.04.2002 по делу N А51-2183/0110-54 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока к Муниципальному учреждению здравоохранения "СМ" о взыскании 12263 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2001, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам) отказано в иске о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения "СМ" (далее - учреждение здравоохранения) штрафа в сумме 12263 руб. за неуплату налога на отдельные виды транспортных средств.
Постановлением от 12.09.2001 N Ф03-А51/01-2/1724 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа судебные акты отменены с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела решением суда от 26.11.2001 в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на статью 3 Федерального закона от 08.07.1999 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" и статью 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", суд пришел к выводу о том, что объектом налогообложения в соответствии с данными Законами являются транспортные средства, находящиеся в собственности либо во владении поименованных в Законах физических или юридических лиц. В связи с этим суд посчитал, что Федеральным законом от 08.07.1999 N 141-ФЗ введен не новый налог на отдельные виды транспортных средств, а изменены ставки налога применительно к отдельным видам транспортных средств.
На основании абзаца 12 части 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" суд установил, что ответчик от уплаты налога освобожден.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2002 решение суда оставлено без изменения по тем же мотивам.
Правильность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что судебные инстанции необоснованно применили пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" к Федеральному закону от 08.07.1999 N 141-ФЗ, освободив ответчика от уплаты налога на отдельные виды транспортных средств.
Стороны в надлежащем порядке извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако, их представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Муниципального учреждения здравоохранения "СМ" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на отдельные виды транспортных средств за период с 12.07.1999 по 15.09.2000, о чем составлен акт от 15.09.2000 N 75.
Проверкой установлено, что учреждение здравоохранения владеет семью легковыми автомобилями "Ниссан Патрол" с рабочим объемом двигателя 4169 куб.см., и, следовательно, должно уплатить налог на отдельные виды транспортных средств в сумме 61313 руб.
В связи с неисчислением и неуплатой указанного налога решением от 30.09.2000 N 75-р учреждение здравоохранения привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 12263 руб. Этим же решением ответчику предложено уплатить недоимку по налогу.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" на территории Российской Федерации введен налог с владельцев транспортных средств.
Согласно статье 6 указанного Закона плательщиками налога с владельцев транспортных средств являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства и другие самоходные машины, и механизмы на пневмоходу. Ставки налога определяются в зависимости от мощности двигателя.
Вместе с тем, с 14.07.1999 вступил в силу Федеральный закон от 08.07.1999 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств", согласно статьям 1, 2 которого плательщиками налога признаются, в числе других лиц, юридические лица, владеющие легковыми автомобилями с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб.см., за исключением полноприводных автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, а также автомобилей, произведенных за двадцать пять лет и более до дня уплаты налога.
Проанализировав указанные правовые нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что объектом налогообложения по обоим законам являются транспортные средства, находящиеся в собственности либо владении поименованных в законах юридических и физических лиц. По сути, Федеральным законом от 08.07.1999 N 141-ФЗ лишь изменены ставки налога применительно к отдельным видам транспортных средств.
Установив, что учреждение здравоохранения владеет на праве оперативного управления автомобилями "Ниссан Патрол" в количестве 7 штук, используемых им для непосредственного осуществления безвозмездной помощи, судебные инстанции обоснованно применили к спорным правоотношениям абзац 12 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1, введенный Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ, согласно которому от уплаты налога освобождаются владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи.
При этом позиция суда основана на действии пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не принимаются во внимание по вышеизложенным основаниям.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.11.2001, постановление апелляционной инстанции от 17.04.2002 по делу N А51-2183/0110-54 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1140
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании