Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/2253
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" юрисконсульт - Пискунова О.В. (доверенность N 7/132 от 03.06.2002), от ответчика от Минфина Хабаровского края главный специалист юридической службы - Колотыгина З.А. (доверенность N 19-12/1314 от 05.09.2002), от Администрации и Финуправления г. Комсомольска-на-Амуре юрист - Трубникова А.В. (доверенность N 944 от 01.10.2002), от Минфина РФ начальник юридического отдела - Хальчицкий А.С. (доверенность б/н от 16.01.2002), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю и Министерства Финансов Хабаровского края на постановление от 12.08.2002 по делу N А73-711/2001-28/27 (АИ-1/636) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 105309 руб. 25 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании 105309 руб. 25 коп., составляющих сумму выпадающих доходов в связи с предоставлением населению льгот по оплате за потребленную энергию за 2000 год. Решением суда от 27.04.2001 требования истца удовлетворены полностью за счет казны г. Комсомольска-на-Амуре в лице Финансового отдела Администрации г. Комсомольска-на-Амуре на основании Постановления Главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", предусматривающего возмещение этих расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Постановлением суда апелляционной инстанции по жалобе Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, указанное решение суда отменено, в иске истцу отказано ввиду непередачи г. Комсомольску-на-Амуре финансовых средств для выполнения возложенных на нее государственных полномочий по предоставлению указанных льгот.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.09.2001 указанные судебные акты отменены как необоснованные, дело направлено на новое рассмотрение для доисследования всех необходимых обстоятельств дела и привлечения в дело других лиц, в ведении которых находится исполнение федерального и краевого бюджета.
При новом рассмотрении дела, определением суда от 14.01.2002 с согласия истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Хабаровскому краю и Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 03.06.2002 иск удовлетворен полностью, в том числе в сумме 96028 руб. 69 коп. - за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ по категориям граждан, льготы которым предусмотрены федеральным законодательством, а в сумме 9280 руб. 56 коп. - за счет казны Хабаровского края в лице его Министерства финансов по категориям льготников, предусмотренных краевым законодательством, в том числе: малообеспеченные пенсионеры пожилого возраста, имеющие общий трудовой стаж 35-40 лет, одинокие граждане или супружеские пары старше 80-ти лет, а также участники боевых действий в Чечне.
Удовлетворяя требования истца по категории льготников, предусмотренных федеральным законодательством, суд исходил из неисполнения Российской Федерацией бюджетного законодательства (ст.ст. 84, 130 БК РФ) по исключительному финансированию из федерального бюджета переданных на нижестоящий уровень власти (субъекты федерации и муниципальные образования) государственных полномочий по предоставлению льгот, предусмотренных федеральным законом в соответствующие бюджеты целевым назначением.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.2002 по апелляционной жалобе Минфина РФ, указанное решение суда изменено в части, взыскано с Российской Федерации - 45509 руб. 63 коп., в остальной части в сумме 59799 руб. 62 коп. - иск удовлетворен за счет казны Хабаровского края.
При этом суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального образования ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий, вместе с тем, пришел к выводу о выделении бюджету Хабаровского края в 2000 году в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" средств, необходимых для исполнения Закона РФ "О ветеранах" в составе трансфертов федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, рассчитанных в соответствии с методикой распределения этих средств, основанной на Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах.
По остальным категориям граждан, пользующихся такой льготой в соответствии с Законом РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ", Законом РФ N 1761-1 от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий", ФЗ РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд пришел к выводу о законодательном закреплении их предоставления за счет средств субъекта федерации с последующей компенсацией из федерального бюджета.
При этом суд пришел к выводу о том, что Хабаровский край не лишен возможности компенсировать свои затраты из федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции о взыскании убытков истца от предоставления льгот гражданам, предусмотренных краевым законодательством, с казны Хабаровского края в сумме 9280 руб. 56 коп.
Из мотивировочной части постановления следует, что суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции об отнесении на казну РФ расходов истца только от предоставления льгот гражданам - Почетным донорам предусмотренных ФЗ РФ N 5142-1 от 09.06.1993 "О донорстве крови и ее компонентов", поскольку федеральный законодатель не указал, за счет каких средств осуществляется предоставление таких льгот, и что составляет 430 руб. 09 коп., а в остальной части суд отнес убытки истца на казну Хабаровского края.
Вместе с тем, указанные выводы суда не соответствуют резолютивной части постановления суда, в которой сумма ко взысканию с казны РФ указана 45509 руб. 63 коп. и соответственно уменьшена на эту сумму ответственность Министерства финансов Хабаровского края.
Законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется в суде кассационной инстанции в порядке статей 273, 274, 284 АПК РФ по кассационным жалобам ответчиков.
При этом Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю полагает отменить судебные акты, как необоснованные и незаконные, и освободить его от ответственности по иску полностью.
Министерство финансов Хабаровского края полагает отменить постановление суда, оставить в силе решение суда первой инстанции по настоящему делу по мотивам, указанным в кассационной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции 22.10.2002 объявлялся перерыв до 25.10.2001 до 11 часов в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, находит резолютивную часть постановления суда от 12.08.2002 подлежащей изменению в части суммы долга подлежащей взысканию в пользу истца с казны Российской Федерации с суммы 45509 руб. 63 коп. на сумму 430 руб. 09 коп. как несоответствующую в этой части нормам материального права и установленным обстоятельствам по делу. В остальной части постановление суда не подлежит изменению.
Как установлено из материалов дела, истцом предъявлены требования о взыскании в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ убытков, причиненных предоставлением согласно федеральным законам и законам Хабаровского края льгот по оплате потребленной электроэнергии в 2000 году отдельным категориям граждан, проживающим в муниципальном либо частном жилом фонде и невозмещенных ему органами государственной власти и местного самоуправления из бюджетов соответствующих уровней.
Суды при оценке категорий льготников и источников финансирования указанных затрат правомерно исходили из Законов РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 (ст. 10), ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 (ст. 17), Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", Указа Президента РФ от 15.10.1982 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, Гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны". Закона РСФСР от 18.10.1991 N 1761 "О реабилитации жертв политических репрессий" (ст. 1, 1.1, 2, 16), Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, утвержденного Постановлением Правительства N 419 от 03.05.1994, Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 24.04.1996 N 506, установивших такие льготы соответствующим категориям граждан, а также порядок и источники их финансирования.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Указа Президента РФ N 1235 следует читать как "15.10.1992"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" следует читать как "N 1761-I"
Указанное законодательство называет в качестве источника финансирования таких льгот - средства бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований с последующим возмещением им произведенных затрат из федерального бюджета, а также учитывание этих расходов при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
Следовательно в материально-правовых, обязательственных правоотношениях по возмещению истцу указанных расходов законодатель прямо называет - субъект РФ, что соответствует ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ о предмете совместного ведения и, соответственно, финансирования Российской Федерации и ее субъектов - обеспечение социальной защиты населения.
Поэтому убытки истца от предоставления льгот указанной категории граждан должны быть возмещены за счет казны Хабаровского края.
Кроме того, в период спорных отношений (2000 г) бюджетным регулированием, законодательно закрепленным в ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", предусматривался порядок финансирования субъектов федерации для выполнения в том числе, ФЗ "О ветеранах", через трансферты из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, который Хабаровскому краю составил 165002,3 тыс. руб.
Суммы трансфертов рассчитывались в соответствии с Методикой распределения средств ФФП субъектов РФ, основанной на Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1997-2001 годах, одобренной Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862, раздел 3.3 которой содержит назначение фонда финансовой поддержки субъектов РФ и расчетную методику определения доли того или иного субъекта в фонде на основании индекса бюджетных расходов субъекта РФ.
Эти средства в 2000 году были доведены до субъекта РФ - Хабаровского края в полном объеме в составе трансферта из федерального бюджета в сумме 1981395 руб.
Предоставление истцом льгот по оплате потребленной энергии малообеспеченным пенсионерам пожилого возраста, имеющим стаж 35-40 лет, одиноким гражданам и супружеским парам старше 80-ти лет, участникам боевых действий в Чеченской республике произведено в соответствии с законодательством Хабаровского края, в частности Законом Хабаровского края N 182 от 26.01.2000 и Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000, поэтому обе судебные инстанции правомерно отнесли указанные расходы истца в сумме 9280 руб. 56 коп. на казну Хабаровского края.
Поскольку, как установлено предыдущими судебными инстанциями, средства компенсаций на осуществление государственных и краевых полномочий по предоставлению гражданам льгот, бюджету г. Комсомольска-на-Амуре в 2000 году не выделялись, то в силу статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" суды правомерно освободили Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре от ответственности по иску.
Возложение судом апелляционной инстанции ответственности за ущерб, причиненный истцу неисполнением органами власти субъекта федерации - Хабаровского края федерального законодательства о порядке компенсаций истцу расходов от предоставленных этими законами льгот гражданам, а также льгот, предоставленных краевыми законами, на казну Хабаровского края произведено правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, а доводы Министерства финансов Хабаровского края по кассационной жалобе не обоснованны.
Удовлетворение требований истца по категории льготников "Почетный донор России" судами правомерно произведено за счет казны Российской Федерации, поскольку Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов", предусмотревший льготу по оплате электроэнергии для этих лиц (ст. 11), не содержит указаний, за счет каких средств и источников обеспечивается предоставление таких льгот, а Хабаровский край в лице его органов власти на себя таких обязательств не принимал, на что прямо указывает своим Определением N 68-О от 09.04.2002 Конституционный Суд РФ.
На основании изложенного, доводы заявителя Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю в этой части не обоснованны.
Поскольку резолютивная часть постановления суда апелляционной инстанции не соответствует нормам материального права и установленным обстоятельствам дела, содержащимся в мотивировочной части постановления об удовлетворении требований истца за счет казны Хабаровского края, за исключением убытков от льгот предоставленным гражданам награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" в сумме 430 руб. 09 коп., постановление подлежит изменению в этой части.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 12.08.2002 по делу N А73-711/2001-28/27 (АИ-1/636) изменить в части: довзыскать с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" 45079 руб. 54 коп.
Во взыскании с казны РФ в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в сумме 45079 руб. 54 коп. отказать.
Прекратить в этой части исполнение постановления Арбитражного суда.
В остальной части постановление Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возложение судом апелляционной инстанции ответственности за ущерб, причиненный истцу неисполнением органами власти субъекта федерации - Хабаровского края федерального законодательства о порядке компенсаций истцу расходов от предоставленных этими законами льгот гражданам, а также льгот, предоставленных краевыми законами, на казну Хабаровского края произведено правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, а доводы Министерства финансов Хабаровского края по кассационной жалобе не обоснованны.
Удовлетворение требований истца по категории льготников "Почетный донор России" судами правомерно произведено за счет казны Российской Федерации, поскольку Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов", предусмотревший льготу по оплате электроэнергии для этих лиц (ст. 11), не содержит указаний, за счет каких средств и источников обеспечивается предоставление таких льгот, а Хабаровский край в лице его органов власти на себя таких обязательств не принимал, на что прямо указывает своим Определением N 68-О от 09.04.2002 Конституционный Суд РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/2253
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании