Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 июля 2002 г. N Ф03-А59/02-2/1268
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - СП ООО "СС" - Л.М. Писанюк, представитель по доверенности б/н от 08.07.2002, рассмотрел кассационную жалобу Совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью "СС" на решение от 26.02.2002, постановление от 23.04.2002 по делу N А59-4241/01-С9 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью "СС" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 05.10.2001 N 02-08/370.
Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью "СС" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Южно-Сахалинску (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области, далее - инспекция по налогам и сборам) о признании недействительным решения от 05.10.2001 N 02-08/370 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решением суда от 26.02.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2002, в иске отказано со ссылкой на отсутствие оснований для признания решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля недействительным, поскольку данный ненормативный акт издан в соответствии с законом и не нарушает права истца.
Правильность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе СП ООО "СС", которое просит их отменить как принятые с нарушением и неправильным применением норм материального права: пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, Инструкции МНС Российской Федерации от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", зарегистрированной Минюстом Российской Федерации 07.06.2000 N 2259, и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает, что оспариваемое решение налогового органа принято с нарушением требований пункта 3.4 вышеназванной Инструкции, являющейся в силу Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 нормативным правовым актом. По его мнению, при обжаловании ненормативного акта налогового органа не имеет правового значения действительно ли были нарушены права налогоплательщика, а достаточно лишь того, что налогоплательщик считает свои права нарушенными.
В судебном заседании представитель истца доводы кассационной жалобы поддержала полностью, пояснив, что в мотивировочной части решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции суд неправильно указал нормы права: пункт 1 статьи 101 и подпункт 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "подпункт 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации" следует читать как "подпункт 3 пункта 2 статьи 101"
Инспекция по налогам и сборам, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала. Однако в отзыве на кассационную жалобу указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в связи с чем просит оставить их без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд.
Как установлено судом, по результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя инспекции по налогам и сборам вынесено решение от 05.10.2001 N 02-08/370 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве обоснования необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией по налогам и сборам указывает на наличие в акте выездной налоговой проверки и приложениях к нему неточностей и опечаток, что исключает возможность вынесения правильного решения о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
По смыслу пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается в случаях, когда рассмотренные материалы проверки недостаточны для установления обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения вопроса о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Проверяя на соответствие закону оспариваемое решение, суд установив фактические обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что оно вынесено в пределах полномочий, предоставленных налоговому органу законодательством о налогах и сборах и порядок его вынесения налоговым органом соблюден.
Довод заявителя жалобы о нарушении налоговым органом Инструкции МНС Российской Федерации от 10.04.2000 N 60, что, по его мнению, влечет признание недействительным ненормативного акта, был предметом исследования и оценки судебных инстанций, получил правильную правовую оценку.
Правовые основания для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Остальные доводы СП ООО "СС" не влияют на правильность выводов арбитражного суда.
Поскольку при принятии оспариваемого решения не было нарушено действующее законодательство и не затронуты гражданские права и охраняемые законом интересы истца, арбитражный суд обоснованно отказал СП ООО "СС" в иске о признании недействительным решения от 05.10.2001 N 02-08/370 инспекции по налогам и сборам.
Ссылки суда в абзаце 1 страницы 2 мотивировочной части решения на часть 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в абзаце 8 страницы 2 мотивировочной части постановления апелляционной инстанции на подпункт 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не привели к принятию неправильных судебных актов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "подпункт 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации" следует читать как "подпункт 3 пункта 2 статьи 101"
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.02.2002, постановление апелляционной инстанции от 23.04.2002 по делу N А59-4241/01-С9 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2002 г. N Ф03-А59/02-2/1268
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании