Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 сентября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1828
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца юрисконсульт - Пятака Н.В. по доверенности N 7/141 от 26.06.2002, от ответчика от Минфина РФ гл. спец. юр. отдела - Халипов А.В. по доверенности б/н от 16.01.2002, от губернатора Хабаровского края нач. юр. службы - Власенко Н.В. по доверенности N 8.28-889 от 06.02.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 11.03.2002, постановление от 25.06.2002 по делу N А73-159/2002-13 (АИ-1/335) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Федеральной службе безопасности РФ, Минфину РФ о взыскании 181922 руб. 24 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о взыскании убытков в сумме 181922 руб. 24 коп., связанных с оказанием услуг по предоставлению льгот по оплате за теплоэнергию военнослужащим, согласно ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" за период с 01.01.2001 по 30.11.2001.
В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 39 АПК РФ) истец увеличил сумму иска до 198807 руб. 04 коп.
Судом в качестве ответчиков к участию в деле привлечены Федеральная служба безопасности РФ и Минфин РФ.
Решением от 11.03.2002 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и взыскал с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ убыток в сумме 198807 руб. 04 коп., в порядке ст. 16 Гражданского кодекса РФ, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом РФ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и Законом РФ "О статусе военнослужащих в РФ" лицам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляется льгота по оплате за тепловую энергию в размере 50%. Возмещение этих расходов производится за счет средств субъекта Российской Федерации, которому компенсируются они в порядке, определенном Правительством РФ.
Поскольку указанный порядок компенсации Правительством РФ не установлен и доказательств Минфин РФ не представил, что Правительство РФ выделяло в 2001 году денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот по коммунальным услугам сотрудникам Федеральной службы безопасности, поэтому суд и возложил ответственность на Российскую Федерацию по возмещению убытков истцу.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2002 решение по тем же основаниям оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Минфин РФ обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что расходы по оплате коммунальных услуг должны возмещаться истцу за счет средств субъекта РФ или ФСБ России в порядке ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
Кассационная жалоба рассматривается Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Минфина Хабаровского края и ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" с жалобой не согласились, и просили решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в 2001 году произвело расчеты за тепловую энергию с сотрудниками органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ), проживающими в домах муниципального жилого фонда, с учетом установленных федеральным законодательством льгот по оплате за коммунальные услуги.
Статья 3 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и ст. 2 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривают, что сотрудники ФСБ РФ имеют статус военнослужащих, следовательно на них распространяются нормы ФЗ "О статусе военнослужащих".
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и ст. 16 Закона РФ "Об органах Федеральной службы безопасности" устанавливают, что военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по муниципальному жилищному фонду оплачиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Порядок компенсации указанных расходов субъектов РФ определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ и ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ определено, что раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующие законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам (ст. 9 Закона).
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 и 2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на содержание военнослужащих, проходящих службу в ФСБ РФ, должно осуществляться из бюджета РФ.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, из федерального бюджета Хабаровскому краю не выделялись денежные средства на компенсацию коммунальных расходов для военнослужащих ФСБ РФ, проживающих в муниципальном фонде г. Хабаровска.
Минфин РФ не доказал, что на указанные расходы перечислялись денежные средства и ФСБ РФ в порядке ФЗ "О бюджетной классификации в РФ" от 15.08.1996 N 115-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ.
Поскольку Правительство Российской Федерации не обеспечило исполнение ФЗ "О военнослужащих в РФ" и ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности" и не запланировало в федеральном бюджете расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств из федерального бюджета, предназначенных на компенсацию затрат по федеральным льготам в порядке ст.ст. 84, 130, 18 Бюджетного кодекса РФ, поэтому Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возложил на Российскую Федерацию согласно ст. 16 ГК РФ обязанность по возмещению ущерба истцу, возникшего вследствие предоставления льгот по оплате теплоэнергии сотрудникам ФСБ РФ.
Таким образом, решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края приняты в соответствии с требованиями процессуальных и материальных норм, поэтому оснований к отмене их не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 25.06.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-159/2002-13 (АИ-1/335) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на содержание военнослужащих, проходящих службу в ФСБ РФ, должно осуществляться из бюджета РФ.
...
Минфин РФ не доказал, что на указанные расходы перечислялись денежные средства и ФСБ РФ в порядке ФЗ "О бюджетной классификации в РФ" от 15.08.1996 N 115-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ.
Поскольку Правительство Российской Федерации не обеспечило исполнение ФЗ "О военнослужащих в РФ" и ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности" и не запланировало в федеральном бюджете расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств из федерального бюджета, предназначенных на компенсацию затрат по федеральным льготам в порядке ст.ст. 84, 130, 18 Бюджетного кодекса РФ, поэтому Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возложил на Российскую Федерацию согласно ст. 16 ГК РФ обязанность по возмещению ущерба истцу, возникшего вследствие предоставления льгот по оплате теплоэнергии сотрудникам ФСБ РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 сентября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1828
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании