Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1358
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску на решение от 05.03.2002, постановление от 06.05.2002 по делу N А51-1346/02 4-46 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску к Индивидуальному предпринимателю К.А. о взыскании штрафа в сумме 4290 руб.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась с иском о взыскании с предпринимателя К.А., осуществляющей свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации N 1544 от 10.03.1998, штрафа в сумме 4290 руб. за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 (далее - Закон о применении ККМ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2002, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) статья 7 Закона о применении ККМ, которая устанавливала ответственность за использование неисправной контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) и за невывешивание ценников на реализуемый товар, с 01.01.2002 действует в новой редакции, не предусматривающей ответственность за данные правонарушения. Поэтому после 01.01.2002 у инспекции по налогам и сборам отсутствуют правовые основания для взыскания указанных штрафных санкций.
Правильность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судом при их принятии норм материального права, а именно: статьи 7 Закона о применении ККМ. Заявитель жалобы также считает, что поскольку нарушения, установленные проверкой, имели место до 01.01.2002, то ответчик правомерно привлечен к ответственности по статье 7 вышеназванного Закона.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена проверка торговой точки, расположенной в городе Партизанске по улице Ленинская, 16, принадлежащей предпринимателю К.А., по соблюдению требований Закона о применении ККМ. В ходе проверки установлено использование неисправной ККМ, которая не выбивала чеки, и отсутствие ценников на часть продаваемого товара - детский комбинезон, детский рюкзачок, мягкая игрушка "медведь", что подтверждается актом проверки N 241 от 13.12.2001, объяснениями продавца Голомедовой С.А., протоколом об административном правонарушении от 14.12.2001. По результатам проверки руководителем инспекции по налогам и сборам 14.12.2001 принято решение N 01-14/3588 о привлечении предпринимателя К.А. к ответственности за нарушение Закона о применении ККМ в виде взыскания штрафа в сумме 4290 руб. В связи с тем, что предпринимателем штраф в добровольном порядке не уплачен, налоговый орган обратился за его взысканием в судебном порядке.
Арбитражным судом правомерно отказано во взыскании указанных штрафных санкций, поскольку на момент обращения с иском в суд у налогового органа отсутствовали правовые основания для их взыскания.
Действительно, когда налоговым органом принималось решение от 14.12.2001, действовала статья 7 Закона Российской Федерации N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", которая, с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.1999 N 29-0, предусматривала ответственность за использование неисправной ККМ в виде взыскания штрафа от 28,6 до 57,1 минимальных размеров оплаты труда, за невывешивание ценников - от 14,3 до 28,6 минимальных размеров оплаты труда, то есть на момент принятия решение налогового органа является законным, но взыскать штрафные санкции по нему в 2002 году не представляется возможным по следующим основаниям.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введение в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 7 Закона о применении ККМ изложена в новой редакции, которая с 01.01.2002 не устанавливает составы правонарушений, а определяет порядок распределения сумм штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин (статья 3).
Поскольку на момент предъявления иска в суд - 08.02.2002, ответственность за использование неисправной ККМ и невывешивание ценников отменена, то подлежит применению статья 54 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Аналогичная норма содержится и в статье 9 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, согласно которой акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Следовательно, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения после 01.01.2002 исковых требований налогового органа о взыскании штрафных санкций в сумме 4290 руб. с предпринимателя К.А. и он обоснованно применил для урегулирования спорных правоотношений Федеральный закон N 196-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.03.2002, постановление апелляционной инстанции от 06.05.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1346/02 4-46 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1358
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании