Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/953
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 22.02.2002 по делу N А51-872/02 20-18 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока к закрытому акционерному обществу "ТК" о взыскании 24151 рубля 70 копеек.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "ТК" о взыскании налоговых санкций в общей сумме 24151,7 руб.
Решением суда от 22.02.2002 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что налоговым органом принято решение о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по начисленным ответчику штрафам, что, по мнению суда, приостанавливает взыскание штрафов.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока подала кассационную жалобу, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить, дело передать на новое рассмотрение.
Налоговый орган полагает, что при рассмотрении спора суд обязан был исследовать вопрос о правомерности привлечения ЗАО "ТК" (далее - ЗАО "ТК") к налоговой ответственности. Кроме того, отказ в иске лишает его права на взыскание налоговых санкций при нарушении ответчиком условий реструктуризации штрафов. Правила по применению в 2001 году порядка проведения реструктуризации кредитных задолженностей юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, по мнению налогового органа, не регулируют порядок взыскания налоговых санкций при принятии решения о реструктуризации задолженности по штрафам.
В судебном заседании представители сторон участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
ЗАО "ТК" в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока проведена выездная налоговая проверка ЗАО "ТК" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.1999 по 31.12.2000. Проверкой установлена неуплата (неполная уплата) единого налога на вмененный доход, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на имущество, а также непредставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход. По акту проверки принято решение N 242/1 от 20.08.2001, которым ЗАО "ТК" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату (неполную уплату) указанных налогов и п.п. 1, 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход. Ответчику также предложено уплатить доначисленные налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и пени за их несвоевременную уплату.
При рассмотрении спора судом установлено, что налоговым органом 26.12.2001 принято решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Сторонами составлены графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам до 2011 года. Однако, 24.01.2002 налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 24151 руб. 70 коп., составляющих штраф по п. 1 ст. 122 и п.п. 1, 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Правилами по применению в 2001 году порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденными Приказом МНС России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 на основании п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а так же задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам, а так же приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности.
Организация утрачивает право на реструктуризацию, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности она нарушает согласованный график.
Поскольку нарушений погашения задолженности ответчик не допускал, суд, руководствуясь вышеуказанными Правилами, отказал инспекции по налогам и сборам в удовлетворении исковых требований.
Между тем при принятии решения судом не учтено, что ст. 115 Налогового кодекса РФ установлен срок для обращения налогового органа с иском в суд о взыскании налоговых санкций - шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" (п. 20) разъяснено, что срок давности взыскания налоговых санкций, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ, является пресекательным, поэтому суды должны отказывать в удовлетворении требований налоговых органов о взыскании налоговых санкций в случае пропуска этого срока. Исходя из этого, истец правомерно обратился в арбитражный суд с иском о взыскании налоговых санкций. Предусмотренное п. 8 Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом приостановление мер принудительного взыскания в отношении реструктурируемых налоговых санкций, касается приостановления взысканных по решению суда налоговых санкций, то есть реструктуризации подлежат взысканные решением суда налоговые санкции.
Таким образом, решение суда не может считаться законным и подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение, так как при рассмотрении спора судом не исследовался факт совершения налоговых правонарушений и соответственно правомерности начисления налоговых санкций.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.02.2002 по делу N А51-872/02 20-18 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе решить суду первой инстанции при новом рассмотрении дела.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/953
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании