Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2002 г. N Ф03-А51/02-1/1170
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение от 07.02.2002, постановление от 10.04.2002 по делу N А51-5602/01 5-215 Арбитражного суда Приморского края, по иску Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ к ликвидационной комиссии открытого акционерного общества "Шахта "Капитальная" о взыскании 173286638 руб. 02 копеек.
Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в арбитражный суд с иском к ликвидационной комиссии ОАО "Шахта "Капитальная" о взыскании 173286638 руб. 02 коп., составляющих сумму капитализированных платежей для обеспечения страховых выплат работникам предприятия ответчика, пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Решением от 07.02.2002 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2002 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что ОАО "Шахта "Капитальная", включенное в перечень особо убыточных шахт и разрезов, ликвидируется за счет средств государственной поддержки в соответствии с федеральной программой на основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1997 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Проект ликвидации "Шахта "Капитальная", утвержденный Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 30.12.1998 N 473, не предусматривал выделение ответчику средств на капитализацию платежей для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников шахты. Согласно Порядку финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (утвержден Приказом Минфина РФ от 17.11.1998 N 53н) вышеуказанные средства учитываются в расходах федерального бюджета, а в соответствии с п. 1.3 протокола Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов от 18.05.2001 N 30 Фонд социального страхования РФ должен продолжить выплаты в возмещение вреда работникам ликвидируемых предприятий угольной промышленности за счет взимаемых страховых взносов действующих организаций угольной промышленности. В связи с этим требования истца признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В кассационной жалобе Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предлагает состоявшиеся судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что статьей 64 ГК РФ, статьей 23 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Правительства РФ от 08.12.1997 N 1524 и другими нормативными правовыми актами на ответчика возложена обязанность по капитализации платежей и каких-либо исключений по внесению этих платежей при ликвидации шахт и разрезов угольной промышленности не предусмотрено.
В судебное заседание кассационной инстанции представитель истца, надлежащего извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
ОАО "Шахта "Капитальная" отзыв на кассационную жалобу не представило. Письмом от 18.06.2002 N 45 сообщило о ликвидации шахты с 01.07.2002 и о невозможности по этой причине участвовать в судебном заседании 25.06.2002.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым судебные акты оставить без изменения.
Судебными инстанциями установлено, что ОАО "Шахта "Капитальная" является дочерним обществом открытого акционерного общества "Приморскуголь".
Согласно ст. 11 Устава дочернего открытого акционерного общества "Шахта "Капитальная" решение о его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимает ОАО "Приморскуголь", являющееся единственным учредителем ответчика и собственником 100% его акций.
31.01.1995 Советом директоров ОАО "Приморскуголь" решено ликвидировать ОАО "Шахта "Капитальная", после чего последнее было включено в перечень особо убыточных шахт и разрезов, подлежащих ликвидации за счет средств государственной поддержки и в соответствии с федеральной программой, разработанной на основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1997 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" (в ред. постановлений N 1026 от 03.09.1998, N 1117 от 16.10.1999, N 1250 от 14.11.1999).
Согласно п. 2 ст. 23 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи.
Порядок внесения капитализированных платежей в Фонд социального страхования РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 и предусматривает обязанность ликвидационной комиссии перечислить на счет страховщика (Фонда) по месту регистрации страхователя согласованную сумму капитализированных платежей
Разногласия между страховщиком и ликвидационной комиссией по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей при недостижения согласия передаются на рассмотрение арбитражного суда.
В связи с неперечислением ликвидационной комиссией ОАО "Шахта "Капитальная" суммы капитализированных платежей страховщику, несмотря на неоднократные напоминания последнего, возник настоящий спор.
Исследуя обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, первая и апелляционная инстанции арбитражного суда установили, что нормативными правовыми актами установлен специальный порядок перечисления капитализированных платежей в отношении ликвидируемых шахт и разрезов угольной промышленности.
Указом Президента РФ от 08.12.1997 N 1274 "О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности" (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.1998 N 499) на Фонд социального страхования РФ возложены консолидация средств, капитализированных ликвидируемыми шахтами и разрезами, а также получение из федерального бюджета средств на эти цели из средств государственной поддержки угольной отрасли.
Этим же Указом дано поручение Правительству РФ определить меры по обеспечению возмещения вреда работникам ликвидируемых шахт и разрезов угольной промышленности, а также предусматривать в проектах федерального бюджета на 1998 год и последующие годы, необходимые средства для выплат на указанные цели.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.1997 N 1524 (в редакции Постановления от 09.07.1998 N 735), принятым во исполнение Указа Президента РФ от 08.12.1997 N 1274, на Минтопэнерго России возложена обязанность обеспечить передачу ликвидационными комиссиями в двухмесячный срок Фонду социального страхования РФ капитализированных ликвидируемыми шахтами сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда, и соответствующих подтверждающих документов, а Минфину России поручено обеспечить с 01.01.1998 выделение Фонду социального страхования РФ средств в объемах, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год в составе средств государственной поддержки угольной отрасли, на выплаты в возмещение вреда работникам ликвидируемой шахты.
Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 N 1523) в перечне мероприятий, финансируемых за счет средств государственной поддержки, предусматривает возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной промышленности.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 30.12.1998 N 473 утвержден проект ликвидации ОАО "Шахта "Капитальная".
Указанным проектом средства на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников шахты, не были предусмотрены.
Договором от 27.02.2001 N 130-ГС-Л-МЭ-18 "О предоставлении средств государственной поддержки угольной промышленности для реализации проекта ликвидации шахты" и дополнительными соглашениями к нему NN 1-5, заключенными между Министерством энергетики РФ и ликвидационной комиссией ОАО "Шахта "Капитальная", средства на вышеуказанные цели ответчику также не выделялись.
Пунктом 1.3 протокола Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов от 18.05.2001 N 30, чьи решения согласно п. 12 Положения о Межведомственной комиссии (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2001 N 346) являются обязательными для всех органов исполнительной власти, представленных в комиссии, в том числе и для Фонда социального страхования РФ, предусмотрено, что Фонд социального страхования России обязан продолжить выплаты в возмещение вреда работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности за счет взимаемых страховых взносов действующих организаций угольной промышленности.
Исходя из изложенного, а также учитывая отсутствие задолженности у ответчика по выплатам в счет возмещение вреда работникам по 2000 год включительно, первая и апелляционная инстанции арбитражного суда пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы с ответчика.
Нарушения либо неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, арбитражным судом не допущено, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.02.2002, постановление от 10.04.2002 по делу N А51-5602/01 5-215 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2002 г. N Ф03-А51/02-1/1170
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании