Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1352
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - УФК по Хабаровскому краю, главный специалист юридического отдела - Халипов А.В. (доверенность N 3 от 01.03.2002); от ответчика - УИН по Хабаровскому краю, главный бухгалтер - Приданникова А.В. (доверенность N 27/23-3169 от 07.06.2000), рассмотрел кассационную жалобу Управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Хабаровскому краю на постановление от 17.05.2002 по делу N А73-414/02-34 (АИ-1/325) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю к Управлению исполнения наказаний Министерства юстиции России по Хабаровскому краю о взыскании 24105 руб. 84 коп.
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению исполнения наказаний Министерства юстиции по Хабаровскому краю (далее - УИН по Хабаровскому краю) о взыскании штрафа за нецелевое использование бюджетных средств в 1999-2000 годах в размере 24105 руб. 84 коп.
Решением суда от 15.03.2002 истцу в иске отказано.
Решение суда мотивировано тем, что представленные доказательства позволяют сделать вывод о том, что выявленные в ходе проверки нарушения бухгалтерского учета не являются наказуемыми с точки зрения бюджетного законодательства.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2002 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования УФК по Хабаровскому краю удовлетворены, с УИН по Хабаровскому краю в доход федерального бюджета взыскан штраф в размере 24105 руб. 84 коп.
Законность решения и постановления арбитражного суда по данному делу проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе УИН по Хабаровскому краю.
Ответчик в своей кассационной жалобе просит отменить принятое по делу постановление апелляционной инстанции и в иске УФК по Хабаровскому краю отказать, так как считает, что при рассмотрении спора судом не были приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии в настоящий момент ответственности юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств.
Так статьей 289 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность руководителей получателей бюджетных средств за их нецелевое использование, кроме того, статья 284 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает полномочий органов федерального казначейства по наложению на организации штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.
Статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что по бюджетным правоотношениям, возникшим до введения в действие Кодекса, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие, а статьей 54 Конституции РФ установлено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" не могут быть признаны принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, так как содержат ряд дополнительных видов ответственности юридических лиц за нецелевое использование федеральных средств. Такая ответственность в Бюджетном кодексе отсутствует.
В судебном заседании заявитель кассационной жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу и через своего представителя в судебном заседании УФК по Хабаровскому краю с доводами, ответчика не согласился и просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность обжалуемого постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора апелляционная инстанция арбитражного суда исследовала все имеющие значение для дела обстоятельства и дала им надлежащую правовую оценку.
Так из материалов дела видно, что отделением Федерального казначейства по городу Хабаровску была проведена проверка ответчика на предмет правильности и целевого использования средств федерального бюджета за период с 01.10.1999 г. по 31.12.2000 г. в ходе которой было установлено, что в указанный период УИН по Хабаровскому краю допустил нецелевое использование бюджетных средств. По факту проверки был составлен акт от 09.11.2001 г.
По результатам проверки и на основании акта от 09.11.2001 г. ответчик был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 24105 руб. 84 коп. и ему было предложено добровольно оплатить указанные штрафные санкции (письмо УФК по Хабаровскому краю от 18.12.2001 г. N 10-21/7178).
Доводы ответчика о том, что штрафные санкции за нецелевое использование бюджетных средств, с момента введения в действие Бюджетного кодекса РФ (с 01.01.2000 г.), отсутствуют, обоснованно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Так в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.
В соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены меры ответственности, в том числе в виде наложения штрафа.
Так же ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1999 год" и в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год".
Судом апелляционной инстанции правильно не были приняты во внимание ссылки ответчика и суда первой инстанции на ст. 289 Бюджетного кодекса РФ и часть 2 ст. 54 Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" предусмотрено применение нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а в соответствии со ст. 2 указанного Закона бюджетное законодательство состоит не только из Бюджетного кодекса, но и иных федеральных законов.
Таким образом, апелляционная инстанция правомерно применила положения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", предусматривающие ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств.
С учетом изложенного, у судебной коллегии Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа нет оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 17.05.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-414/2002-34 (АИ-1/325) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1352
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании