Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 января 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2811
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ВГМК "Э" - Кузнецов А.В., юрисконсульт по доверенности б/н от 28.11.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 22.10.2002 по делу N А51-6203/02 29-115 Арбитражного суда Приморского края, по иску Владивостокского городского маршрутного клуба "Э" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене решения N 111 от 17.06.2002.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 05.01.2003.
Владивостокский городской маршрутный клуб "Э" (далее - ВГМК "Э") обратился с иском, с учетом уточнения исковых требований, о признании незаконным и отмене решения N 111 от 17.06.2002 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2002 оспариваемое решение инспекции по налогам и сборам о взыскании с ВГМК "Э" штрафа в сумме 5000 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов за проезд в маршрутном такси признано незаконным и отменено, поскольку в действиях истца отсутствует состав административного правонарушения, так как им осуществлялись перевозки пассажиров в городском режиме по маршруту N 16к. При перевозках в городском режиме, то есть в режиме транспорта общего пользования, применение ККМ не требуется, а используются билеты установленного образца, поэтому привлечение ВГМК "Э" к административной ответственности является незаконным.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что судом нарушена статья 7 Закона Приморского края N 183-КЗ от 14.01.2002 "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края N 183-КЗ), в соответствии с которой все автобусы вне зависимости от количества посадочных мест, с одной дверью для пассажиров, с высотой салона менее 190 см, шириной прохода между рядами сидений менее 55 см, не имеющие поручней для стоящих пассажиров и накопительных площадок, допускаются к городским перевозкам только в качестве маршрутного такси с обязательным применением ККМ. Поскольку проверенный автобус марки Toyota Hiace, государственный номер М 334 СН, по своим физическим параметрам не соответствует вышеназванной норме права, он должен использоваться на городских пассажирских перевозках только в качестве маршрутного такси с обязательным применением ККМ, последняя в данном автобусе отсутствует, поэтому истец правомерно привлечен к ответственности по статье 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР).
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Истец отзыв на жалобу не представил, но его представитель в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, а принятое судебное решение - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Из материалов дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена проверка соблюдения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 (далее - Закон о применении ККМ) на автобусе Toyota Hiace, следующем по маршруту N 16к "Нейбута-Луговая", принадлежащем ВГМК "Э". При оплате за проезд стоимостью 5 рублей ККМ не применялась ввиду ее отсутствия, а выдавались билеты. По результатам проверки составлены акт N 25 от 11.06.2002, протокол об административном правонарушении от 11.06.2002, и 17.06.2002 принято решение N 111 о наложении на ВГМК "Э" за нарушение Закона о применении ККМ штрафа в размере 5000 рублей в соответствии со статьей 146.5 КоАП РСФСР.
Арбитражным судом правомерно принятое решение налогового органа признано незаконным и отменено по следующим основаниям.
Статьей 1 Закона о применении ККМ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины.
В силу части 2 этой же нормы Закона, Правительство Российской Федерации вправе утвердить Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (далее - Перечень). Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства 30.07.1993 N 745 (с последующими изменениями), в пункт 1 которого включены организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица - предприниматели) в части оказания услуг, которым предоставлено право осуществления денежных расчетов с населением без применения ККМ, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Арбитражным судом правомерно указано на то, что инспекцией по налогам и сборам не представлено доказательств, что проверенный ею автобус осуществлял перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси.
Из имеющегося в деле договора N 10 от 04.01.2002 на оказание услуг по выполнению транспортной работы и контролю за движением автобусов, заключенного между Муниципальным учреждением "Управление городским пассажирским транспортом" и ВГМК "Э", установлено, что последний выполняет внутригородские и пригородные пассажирские коммерческие перевозки в режиме маршрутного такси и в городском режиме. Маршрут N 16к осуществляется в городском режиме, то есть в режиме транспорта общего пользования, поэтому при перевозке пассажиров на данном маршруте последним выдавались билеты установленного образца и применение ККМ не требовалось.
Следовательно, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что в действиях истца отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 146.5 КоАП РСФСР и Законом о применении ККМ, а именно: неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы инспекции по налогам и сборам.
Использование истцом на городском маршруте автобуса, который по физическим параметрам не соответствует требованиям статьи 7 Закона Приморского края N 183-КЗ, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного вышеназванными нормами права, так как применение ККМ обязательно при перевозке пассажиров в режиме маршрутного такси и не зависит от того, на каком виде транспорта эта перевозка осуществляется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2002 по делу N А51-6203/02 29-115 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из имеющегося в деле договора N 10 от 04.01.2002 на оказание услуг по выполнению транспортной работы и контролю за движением автобусов, заключенного между Муниципальным учреждением "Управление городским пассажирским транспортом" и ВГМК "Э", установлено, что последний выполняет внутригородские и пригородные пассажирские коммерческие перевозки в режиме маршрутного такси и в городском режиме. Маршрут N 16к осуществляется в городском режиме, то есть в режиме транспорта общего пользования, поэтому при перевозке пассажиров на данном маршруте последним выдавались билеты установленного образца и применение ККМ не требовалось.
Следовательно, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что в действиях истца отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 146.5 КоАП РСФСР и Законом о применении ККМ, а именно: неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы инспекции по налогам и сборам.
Использование истцом на городском маршруте автобуса, который по физическим параметрам не соответствует требованиям статьи 7 Закона Приморского края N 183-КЗ, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного вышеназванными нормами права, так как применение ККМ обязательно при перевозке пассажиров в режиме маршрутного такси и не зависит от того, на каком виде транспорта эта перевозка осуществляется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 января 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2811
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании