Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 августа 2002 г. N Ф03-А59/02-2/1662
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу финансового управления Администрации города Южно-Сахалинска на решение от 14.06.2002 по делу N А59-1050/02-С9 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования к Администрации города Южно-Сахалинска и финансовому управлению Администрации города Южно-Сахалинска о взыскании 18723571 руб.
Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации города Южно-Сахалинска и финансовому управлению Администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании страховых взносов за неработающее население и пеней за просрочку их уплаты в общей сумме 18723571 руб. 00 коп.
Решением суда от 14.06.2002 исковые требования удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" Администрация является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, финансовое управление Администрации г. Южно-Сахалинска подало кассационную жалобу, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить, в иске о взыскании с Администрации в лице финансового управления недоимки по страховым взносам за неработающее население и пеней отказать.
В обоснование жалобы финансовое управление ссылается на то, что не является страхователем неработающего населения, так как Законом "О медицинском страховании граждан в РФ" страховые взносы уплачиваются за счет местных бюджетов. При этом страховые взносы уплачиваются только в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели. Сумма платежей, предусмотренная бюджетом муниципального образования города Южно-Сахалинска на 2001 год, профинансирована полностью и перечислена истцу, поэтому, по мнению подателя жалобы, суд неправомерно взыскал сумму страховых платежей на основании договоров обязательного медицинского страхования, но не предусмотренную в местном бюджете.
Более того, финансовое управление считает, что гражданским законодательством не предусмотрена ответственность казны муниципального образования за неисполнение договорных обязательств.
Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в отзыве на жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Стороны извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на кассационную жалобу, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и местная Администрация. Статьей 4 названного Закона определено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами страхования (страхователем и страховой медицинской организацией - страховщиком).
Администрацией г. Южно-Сахалинска заключены договоры обязательного медицинского страхования неработающих граждан со страховыми медицинскими компаниями "Здоровье" и "Домаск" N 020-233-66 от 18.01.2001, N 020-67 от 18.01.2001, согласно которым Администрация города приняла на себя обязательство по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. При этом договорами установлено, что уплата страховых взносов производится в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования на счет Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Договорами также определена общая численность застрахованных и размер платежа за каждого застрахованного.
При рассмотрении спора судом установлено и не оспаривается ответчиком, что страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования по заключенным договорам уплачены не в полной сумме (недоимка составила 15637692 руб.), следовательно, вывод суда первой инстанции о правомерности исковых требований, правомерен.
Довод финансового управления о том, что страховые взносы подлежат уплате только в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели, неоснователен. Статьей 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов.
Также неоснователен и довод подателя жалобы о том, что ответственность казны за неисполнение договорных обязательств гражданским законодательством не предусмотрена. Исполнение обязательств регулируется главой 22 Гражданского Кодекса РФ, статьей 309 которой определено, что обязательства должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с требованиями закона и договора. Таким образом, законодательством установлены принципы надлежащего и реального исполнения обязательств. К мерам ответственности за нарушение обязательства главой 25 Гражданского кодекса РФ отнесены не только убытки, но и неустойка. Поскольку основанием для обращения с иском явилось ненадлежащее исполнение Администрацией договоров обязательного медицинского страхования по перечислению страховых сумм, предусматривающих и уплату неустойки за несвоевременную уплату страховых взносов, суд правомерно взыскал за счет казны муниципального образования со страхователя нерабочего населения администрации города Южно-Сахалинска недоимку и пени. При этом, взыскание произведено с Администрации - в лице финансового управления Администрации, поскольку финансовое управление является органом, созданным в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета (ст. 151 Бюджетного кодекса РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.06.2002 Арбитражного суда Сахалинской области по делу А59-1050/02-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2002 г. N Ф03-А59/02-2/1662
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании