Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 апреля 2001 г. N Ф03-А73/01-2/611
(извлечение)
Арбитражный суд в составе при участии от истца - Федоров А.В. - ведущий специалист юридического отдела (доверенность N 13-12/2 от 20.01.2001), от ответчика - Верхоглядов А.А. - помощник командира по правовой работе (доверенность б/н от 05.01.2001), рассмотрел кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 27.02.2001 по делу N А73-9375/2000-9 Арбитражного суда Хабаровского края по иску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю к Войсковой части N 6772 о взыскании 30953 руб. 42 коп.
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее УФК) обратилось в Арбитражный суд с иском к Войсковой части N 6772 о взыскании штрафных санкций в сумме 30953 руб. 42 коп. за нецелевое использование бюджетных средств по акту проверки от 24.07.2000 N 08-40/116.
Решением суда от 27.02.2001 в иске отказано со ссылкой на отсутствие у истца полномочий на применение штрафных санкций к получателям бюджетных средств.
В апелляционной инстанции суда дело не рассматривалось.
Законность решения проверяется судом кассационной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по кассационной жалобе.
Обжалуя решение суда, УФК просит его отменить и удовлетворить иск, так как считает, что при его вынесении судом неправильно применены нормы материального права (статьи 25 Федерального Закона РФ N 36-Ф03 от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год", Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 N 864, пункт 3 Указа Правительства РФ от 08.12.1992 N 1556).
Представитель истца, участвующий при рассмотрении кассационной жалобы, ее поддержал в полном объеме, а представитель ответчика отклонил, ссылаясь на отсутствие вины В/ч 6772, соблюдение ею действующих нормативных актов МО РФ, регулирующих порядок получения бюджетных средств.
В заседании суда объявлялся перерыв до 23.04.2001 в соответствии с пунктом 3 статьи 117 АПК РФ.
При проверке обжалованного судебного акта установлено, что он подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Требование о взыскании 30953 руб. 42 коп. штрафа истцом заявлено на основании акта проверки от 24.07.2000 N 08-40/116 деятельности ответчика за период с 01.01.1999 по 31.12.1999.
Согласно данного акта Войсковой частью допущено перераспределение бюджетных средств и нецелевое использование бюджетных средств на сумму 83146 руб. 47 коп., предоставленных из бюджета для оплаты труда государственных служащих по коду экономической классификации 100100, и перераспределение указанной суммы ответчиком произведено самостоятельно без согласования с главным распорядителем бюджетных средств (МО РФ) путем предоставления военнослужащим компенсаций на лечение, обмундирование, оплаты транспортных услуг, командировочных расходов, услуг связи, выплаты пособий и пенсий.
Финансирование перечисленных расходов, предусмотренных по кодам 130380, 110333, 110500, 130310, 110400, 110600, по которым должны были финансироваться эти расходы, в проверяемом периоде не производилось, что усматривается непосредственно из акта проверки (стр. 4 акта, л.д. 12).
Предложения истца по результатам проверки, направленные ответчику исходящим письмом от 26.07.2000 N 08-40/445, последним не исполнены.
При отклонении иска суд руководствовался статьей 284 Бюджетного кодекса РФ, полагая, что в силу этой нормы полномочия органов федерального казначейства ограничены, и права на взыскание санкций и на обращение в суд с настоящим иском у заявителя нет.
Судом при этом не учтено, что в статье 2 ФЗ РФ от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" прямо перечислены все законодательные и нормативные акты, утратившие свою силу в связи с введением этого Кодекса, и что в числе этих актов подпункт "ж" пункта 12 Положения о федеральном казначействе РФ, утвержденного Правительством РФ от 27.08.1993 N 864 и п. 3 Указа Президента РФ от 08.12.1992 N 1556, предусматривающие соответствующие полномочия истца, не значатся.
Кроме того, статья 284 БК РФ также содержит аналогичные полномочия органов федерального казначейства и изменила лишь форму их акта, являющегося согласно этой нормы Кодекса основанием для наложения штрафных санкций, поскольку таким актом в настоящее время является протокол, вместо предусмотренных упомянутыми нормативными актами предложений.
В данной норме БК РФ, следовательно, предусмотрен дополнительный вид ответственности за нецелевое использование денежных средств - административная ответственность должностных лиц (руководителей) организаций и учреждений - получателей бюджетных средств.
Наличие данного вида ответственности свидетельствует об усилении контроля со стороны государства за использованием бюджетных средств, а не об освобождении получателей этих средств от гражданско-правовой ответственности за их использование по нецелевому назначению, предусмотренной ранее принятыми нормативными актами.
Таким образом, неправильное применение норм материального права могло повлечь принятие судом неправильного судебного акта, что в соответствии с пунктом 1 статьи 176 АПК РФ является основанием для отмены обжалованного решения.
Поскольку при принятии обжалованного решения судом не исследованы основание иска и фактические обстоятельства, имевшие место при использовании ответчиком в спорном периоде времени бюджетных средств на предмет наличия вины ответчика в нарушении Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999" год от 22.02.1999 N 36-ФЗ, которые подлежат оценке при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь пунктом "ж" пункта 12 Положения о Федеральном казначействе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 N 864, пунктом 3 Указа Президента РФ от 08.12.1992 N 1556, ст. 25 Федерального Закона "О федеральном бюджете РФ на 1999 год" от 22.02.1999 N 36-ФЗ, ст.ст. 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2001 по делу N А73-9375/2000-9 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2001 г. N Ф03-А73/01-2/611
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании