Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 марта 2003 г. N Ф03-А59/03-1/307
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 20.09.2002, постановление от 19.11.2002 по делу N А59-1841/02-С8 Арбитражного суда Сахалинской области по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Финансовому управлению МО "Томаринский район", Финансовому отделу Администрации Углегорского района о взыскании 56670 рублей 91 копейки.
Изготовление постановления в полном объеме в соответствии со ст. 176 АПК РФ отложено до 11.03.2003.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 56670 руб. 91 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Определением от 08.08.2002 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Главное финансовое управление Сахалинской области, Финансовое управление муниципального образования "Томаринский район", Администрация Углегорского района и финансовый отдел Администрации Углегорского района.
Решением суда от 20.09.2002, оставленным без изменения постановлением от 19.11.2002, денежные средства в заявленной сумме взысканы с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ. В иске к остальным ответчика отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, полагающего их отменить, как необоснованные и вынесенные при неполном исследовании всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора. Заявитель приводит доводы о том, что арбитражный суд, возлагая ответственность на Минфин РФ, не учел положения Определения Конституционного Суда РПФ N 68-О, согласно которым субъект РФ как и муниципальное образование вправе предусматривать в своих законах (решениях) о бюджетах необходимые средства для финансирования рассматриваемых льгот.
Указывает, что при наличии Положения о временном удостоверении Почетного донора России в Сахалинской области, предусматривающего их обладателям предоставление льгот на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", органы законодательной (представительной) власти Сахалинской области имели обязанность учитывать соответствующие расходы по формированию областного бюджета.
По мнению Минфина РФ, арбитражный суд необоснованно отождествил понесенные расходы истца с понесенными убытками, в то время как определение Конституционного Суда РФ предусматривает ограниченную компенсацию имущественных потерь организациям.
Главное финансовое управление Сахалинской области и ОАО "Сахалинэнерго" в отзывах на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласились, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления арбитражного суда, в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" с июня 1999 г. по декабрь 2001 г. за счет собственных средств во исполнение Закона РФ N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" предоставило гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", проживающим в Томаринском и Углегорском районах, льготы по оплате электроэнергии в размере 50 процентов от ее стоимости на общую сумму 56670,91 руб.
В связи с невозмещением ему этих расходов истец обратился с настоящим иском.
Согласно статье 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с изменениями и дополнениями), граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О и исходил из того, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
При этом, содержащиеся в п. 4 Определения положения о включении субъектами и муниципальными образованиями в своих законах (решениях) необходимых средств для финансирования льгот почетным донорам, носят рекомендательный характер.
Как установлено судебными инстанциями, в бюджетах Сахалинской Области, Углегорского и Томаринского районах подобные программы отсутствуют, как отсутствуют и соответствующие статьи расходов по компенсации предоставляемых льгот по оплате коммунальных лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Ссылка заявителя кассационной жалобы на возникновение у Сахалинской области обязанности по финансированию льгот по оплате коммунальных услуг почетным донорам с принятием Постановления губернатора Сахалинской области от 09.02.1995 N 30, которым утверждено Положение о временном удостоверении Почетный донор России на территории Сахалинской области, предусмотревшее, в том числе, и названные льготы, является несостоятельной. Исходя из смысла названного Положения, оно издано во исполнение ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и предусматривает порядок предоставления организациями установленных федеральным законодателем льгот на территории Сахалинской области. Временное удостоверение введено для подтверждения статуса почетного донора до утверждения Правительством России документов по награждению знаком "Почетный донор России". Новых дополнительных льгот, помимо предусмотренных на федеральном уровне, субъект РФ не устанавливает и не возлагает на себя обязательство по их финансированию.
Являются несостоятельными также доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Конституционный Суд РФ в Определении N 68-О предусмотрел ограниченную компенсацию имущественных потерь организациям, предоставляющим льготы, поскольку в названном акте общеобязательного толкования норм права указанная ответчиком позиция не содержится.
В связи с изложенным кассационная инстанция считает обоснованным возмещение истцу 56670 руб. 91 коп. с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации и не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Не могут быть приняты, кроме того, основанием для изменения обжалованных судебных актов и доводы заявителя кассационной жалобы, изложенные в дополнении к ней, о нарушении судом процессуального положения УФК по Сахалинской области, что выразилось в формулировке резолютивной части решения о взыскании долга "с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области за счет средств казны РФ" и препятствует, по его мнению, исполнению указанного судебного акта.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов РФ. Исходя из Приказа Минфина РФ от 12.02.1998 N 26, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов РФ в лице Главного управления федерального казначейства, управления федерального казначейства по субъектам РФ которого действуют на основании доверенности, выданной им Минфином РФ.
Как обоснованно указанно в жалобе, УФК по Сахалинской области выступает от имени Минфина РФ, являясь его представителем, как ответчика по делу.
Вместе с тем, допущенная арбитражным судом неточность, выразившаяся в излишне изложенной фразе "в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области", не влияет на правильность принятого судебного акта и, по мнению суда кассационной инстанции, не препятствует его исполнению. В случае невозможности исполнения по указанным причинам судебного акта, стороны вправе обратиться в Арбитражный суд Сахалинской области об исправлении допущенной описки в соответствии со ст. 179 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2002 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1841/02-С8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя кассационной жалобы на возникновение у Сахалинской области обязанности по финансированию льгот по оплате коммунальных услуг почетным донорам с принятием Постановления губернатора Сахалинской области от 09.02.1995 N 30, которым утверждено Положение о временном удостоверении Почетный донор России на территории Сахалинской области, предусмотревшее, в том числе, и названные льготы, является несостоятельной. Исходя из смысла названного Положения, оно издано во исполнение ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и предусматривает порядок предоставления организациями установленных федеральным законодателем льгот на территории Сахалинской области. Временное удостоверение введено для подтверждения статуса почетного донора до утверждения Правительством России документов по награждению знаком "Почетный донор России". Новых дополнительных льгот, помимо предусмотренных на федеральном уровне, субъект РФ не устанавливает и не возлагает на себя обязательство по их финансированию.
Являются несостоятельными также доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Конституционный Суд РФ в Определении N 68-О предусмотрел ограниченную компенсацию имущественных потерь организациям, предоставляющим льготы, поскольку в названном акте общеобязательного толкования норм права указанная ответчиком позиция не содержится.
...
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов РФ. Исходя из Приказа Минфина РФ от 12.02.1998 N 26, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов РФ в лице Главного управления федерального казначейства, управления федерального казначейства по субъектам РФ которого действуют на основании доверенности, выданной им Минфином РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2003 г. N Ф03-А59/03-1/307
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании