Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2002 г. N Ф03-А59/02-1/2372
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца Портнова О.А. - юрисконсульт по доверенности N 18-79, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Сахалинской области на решение от 05.02.2002, постановление от 28.08.2002 по делу N А59-1913/01-С17 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению Администрации Корсаковского района, Сахалинскому областному военному комиссариату, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ о взыскании 189967,62 рублей.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о взыскании с Финансового управления Администрации муниципального образования Корсаковского района 189967,62 рублей выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот военнослужащим в 1998-2000 годах.
До принятия решения по делу в качестве ответчиков привлечены: Сахалинский областной военный комиссариат, Главное финансовое управление Сахалинской области, Министерство финансов Российской Федерации. Сумма иска уменьшена истцом в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 186646,43 руб.
Решением суда от 05.02.2002 иск удовлетворен за счет средств бюджета Сахалинской области в лице Главного финуправления Сахалинской области, остальных ответчиков суд освободил от ответственности и в отношении их производство по делу прекращено.
Принимая его первая инстанция установила, что расходы по предоставлению коммунальных льгот военнослужащим возмещаются предприятиям за счет средств бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В связи с тем, что государственные полномочия и средства муниципальным образованием из областного бюджета не передавались, то ответственность, по мнению суда, должен нести финансовый орган субъекта РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2002 решение от 05.02.2002 в части взыскания с Главного финансового управления Администрации Сахалинской области 5332,92 рублей госпошлины отменено. В остальной части о взыскании 186646 рублей 43 копеек выпадающих доходов решение оставлено без изменения по тем же мотивам.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по заявлению Главного финуправления Сахалинской области, считающего их незаконными.
Заявитель полагает, что спорные расходы истца возмещены за счет областного бюджета неправомерно, так как областной бюджет таких расходов в рассматриваемый период не предусматривал, и их финансирование из федерального бюджета не производилось.
Также он сослался на нарушения судом норм Бюджетного кодекса РФ и бюджетного законодательства.
Истец доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Другие ответчики отзывы на иск не представили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу несостоятельной.
Как усматривается из материалов дела ОАО "Сахалинэнерго" в течение 1998-2000 годов при расчетах за электрическую энергию учитывало льготу военнослужащих военного комиссариата и пенсионеров из их числа, проживающих в Корсаковском районе в соответствии с п. 10 ст. 15 и ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
Всего за данный период истцом было предоставлено льгот на общую сумму 186646,43 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается ответчиками.
Ввиду невозмещения истцу названной суммы предъявлен настоящий иск.
Рассматривая его арбитражный суд установил, что спорные льготы предоставлялись военнослужащим и пенсионерам, проживающим в домах муниципального жилого фонда.
Согласно пункту 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот военнослужащим, проживающим в таком жилом фонде, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Вопросы о предоставлении льгот рассматриваемой категории граждан, в том числе по оплате коммунальных услуг, относятся к категории социальной защиты населения, и в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции РФ, статьи 85 БК РФ, пункта 1 статьи 12 Устава Сахалинской области, находятся в совместном ведении РФ и субъекта РФ. Поэтому утверждение Главного финуправления Сахалинской области о финансировании реализации указанного Федерального закона исключительно из федерального бюджета и отнесение данного вопроса к национальной обороне и безопасности государства несостоятельно.
Помимо этого, материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов на основании Указа Президента РФ от 15.10.1999 N 1372 должны осуществляться за счет средств как Министерства обороны, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал правомерный вывод о возмещении предъявленных истцом расходов за счет Сахалинской области в лице ее финансового органа в порядке статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде обеих инстанций и им дана надлежащая оценка.
Новых доводов имеющих существенное значение для настоящего спора заявителем жалобы не приводится.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для изменения обжалованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.02.2002 и постановление от 28.08.2002 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1913/01-С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопросы о предоставлении льгот рассматриваемой категории граждан, в том числе по оплате коммунальных услуг, относятся к категории социальной защиты населения, и в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции РФ, статьи 85 БК РФ, пункта 1 статьи 12 Устава Сахалинской области, находятся в совместном ведении РФ и субъекта РФ. Поэтому утверждение Главного финуправления Сахалинской области о финансировании реализации указанного Федерального закона исключительно из федерального бюджета и отнесение данного вопроса к национальной обороне и безопасности государства несостоятельно.
Помимо этого, материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов на основании Указа Президента РФ от 15.10.1999 N 1372 должны осуществляться за счет средств как Министерства обороны, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал правомерный вывод о возмещении предъявленных истцом расходов за счет Сахалинской области в лице ее финансового органа в порядке статей 16, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2002 г. N Ф03-А59/02-1/2372
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании