Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 ноября 2002 г. N Ф03-А51/02-2/2387
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение от 11.06.2002, постановление от 21.08.2002 по делу N А51-2796/2002 1-136 Арбитражного суда Приморского края, по иску Владивостокской таможни к Индивидуальному предпринимателю Мальцеву В.Е. о взыскании таможенных платежей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 19.11.2002. Изготовление постановления в полном объеме согласно статье 176 названного Кодекса откладывалось.
Владивостокская таможня обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к индивидуальному предпринимателю Мальцеву Владимиру Евгеньевичу и, уточнив предмет иска в части увеличения размера пеней, просила взыскать сумму 332078 руб. 15 коп., составляющую таможенные платежи 266929 руб. 55 коп. и пени 65148 руб. 60 коп.
Решением суда от 11.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2002, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты приняты со следующей мотивировкой. Ответчик в подтверждение прохождения товара при ввозе его на таможенную территорию Российской Федерации представил сертификаты, как это установлено нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления тарифных преференций. Возникшие у Владивостокской таможни сомнения в достоверности сертификатов могли быть разрешены в установленном порядке, но поскольку истец не воспользовался своим правом проверить сертификаты, арбитражный суд сделал вывод о неправомерном доначислении таможенным органом таможенных платежей ввиду несоответствия сертификатов предъявляемым к их содержанию требованиям.
Не согласившись с принятыми по делу судебными решениями, кассационную жалобу подала Владивостокская таможня, полагая, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права, что влечет отмену судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении иска. Доводы жалобы заключаются в том, что судом не приняты во внимание закрепленные в Распоряжении Государственного таможенного комитета России от 19.06.2001 N 651-р "О сертификатах происхождения товара формы "А" и Соглашении стран СНГ от 12.04.1996 о правилах происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций положения, устанавливающие требования к сертификату об отсутствии в нем исправлений, не допускающие наличие подчисток и помарок. Полагая, что представленные предпринимателем сертификаты такому требованию не соответствовали, таможенный орган правомерно произвел доначисление платежей с начислением пени.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участие в судебном заседании не приняли, отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Исследовав материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не установила оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, предприниматель Мальцев В.Е., осуществляющий деятельность без образования юридического лица (свидетельство серии ИТД N 4 от 26.01.1999), по грузовой таможенной декларации N 01701/170801/0003445 произвел декларирование перемещаемых на территорию Российской Федерации из Вьетнама товаров. Предпринимателю, как участнику внешнеэкономической деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1995 N 454 в отношении товаров, местом происхождения которых является страна, входящая в перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, предоставлены преференции по уплате таможенных платежей. В ходе вторичного контроля сотрудниками Владивостокской таможни выявлено неправомерное предоставление предпринимателю Мальцеву В.Е. таможенных преференций, что зафиксировано протоколом несоответствия от 04.10.2001 N 906. Таможенный орган установил, что сертификаты происхождения товаров по форме "А" N 11012283, 11012282, представляемые в обязательном порядке для подтверждения права на получение преференций, содержат исправления, поэтому они не могут быть приняты в качестве таковых, в связи с чем, преференции предоставлены необоснованно. На этом основании произведено доначисление таможенных платежей в сумме 266929 руб. 55 коп., в том числе: импортная пошлина - 242663 руб. 23 коп. и НДС - 24266 руб. 32 коп., а также соразмерно платежам - пени за несвоевременную их уплату. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации ответчику направлено требование от 24.10.2001 N 335 об уплате таможенных платежей и пени, но, поскольку требование добровольно не исполнено, истец в судебном порядке обратился за их взысканием.
Отказывая в удовлетворении требований Владивостокской таможни, судебными инстанциями правильно установлены обстоятельства дела и в полном объеме исследованы имеющиеся в деле доказательства, а выводы суда соответствуют нормам таможенного законодательства, подлежащим применению при разрешении возникшего спора.
Поданная кассационная жалоба отклоняется по нижеизложенному.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 (с дальнейшими изменениями и дополнениями), при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке, в том числе на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет преференции по таможенному тарифу.
Статьями 34 и 36 Данного Закона установлено, что таможенные льготы (тарифные преференции) представляют собой льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в том числе, в виде освобождения от уплаты госпошлины, снижения ставки пошлины, и происходящие из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
Вьетнам входит в перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 (в редакции Постановления Правительства РФ от 25.01.1999 N 91).
Государственный таможенный комитет РФ Распоряжением от 19.06.2001 N 651-р "О сертификатах происхождения товара формы "А" (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 11.07.2001 N 2796) также установил, что тарифные преференции, предусмотренные для стран-пользователей схемой преференций, предоставляются при подтверждении соответствующими сертификатами.
Согласно Письму ГТК России от 30.05.2001 N 07-14/21285, в случае возникновения обоснованных сомнений у таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, относительно безупречности сертификатов о происхождении товара по форме "А" такие сертификаты с обоснованием отказа их принятия направляются в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК России для последующей их проверки. Данное Письмо следует рассматривать, как обязательное к исполнению, что закреплено разделом 2 Приложения к Приказу ГТК России от 14.12.2000 N 1155 "Об утверждении положения о нормативных правовых актах ГТК России", в соответствии с которым, в исключительных случаях в целях оперативного доведения до сведения таможенных органов Российской Федерации положений нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах доводится, в том числе, в форме письма. Учитывая, что названным письмом разъяснено применение Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, являющихся неотъемлемой частью соглашения государств - участников СНГ, подписанного 12 апреля 1996 года, но истец не воспользовался правом при возникших сомнениях удостовериться относительно безупречности сертификатов N 11012282, 11012283, содержащих исправления, тогда как раздел 5 указанных Правил предписывает представление сертификата без исправлений, арбитражный суд правильно установил обстоятельства дела об отсутствии у таможенного органа оснований признать, что предпринимателю необоснованно предоставлены таможенные преференции. Доначисление в этом случае таможенных платежей и пени также не может быть признано правомерным.
Принимая во внимание изложенное, решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.06.2002, постановление апелляционной инстанции от 21.08.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2796/02-1-136 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Письму ГТК России от 30.05.2001 N 07-14/21285, в случае возникновения обоснованных сомнений у таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, относительно безупречности сертификатов о происхождении товара по форме "А" такие сертификаты с обоснованием отказа их принятия направляются в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК России для последующей их проверки. Данное Письмо следует рассматривать, как обязательное к исполнению, что закреплено разделом 2 Приложения к Приказу ГТК России от 14.12.2000 N 1155 "Об утверждении положения о нормативных правовых актах ГТК России", в соответствии с которым, в исключительных случаях в целях оперативного доведения до сведения таможенных органов Российской Федерации положений нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах доводится, в том числе, в форме письма. Учитывая, что названным письмом разъяснено применение Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, являющихся неотъемлемой частью соглашения государств - участников СНГ, подписанного 12 апреля 1996 года, но истец не воспользовался правом при возникших сомнениях удостовериться относительно безупречности сертификатов N 11012282, 11012283, содержащих исправления, тогда как раздел 5 указанных Правил предписывает представление сертификата без исправлений, арбитражный суд правильно установил обстоятельства дела об отсутствии у таможенного органа оснований признать, что предпринимателю необоснованно предоставлены таможенные преференции. Доначисление в этом случае таможенных платежей и пени также не может быть признано правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 ноября 2002 г. N Ф03-А51/02-2/2387
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании