Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 апреля 2001 г. N Ф03-А80/01-2/641
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от Управления Министерства юстиции РФ по ЧАО - Онищенко Л.Н. - главный специалист по доверенности N 130/5-22 от 12.03.2001, рассмотрел кассационную жалобу Службы судебных приставов Управления Министерства юстиции РФ по Чукотскому автономному округу на решение от 06.02.2001 по делу N А80-53/2000-Ж Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по жалобе Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования на отказ судебных приставов Подразделения судебных приставов Иультинского района в возбуждении исполнительного производства.
Чукотский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее ЧТ ФОМС) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к управлению юстиции Чукотского автономного округа, подразделению судебных приставов Иультинского района на отказ судебных приставов в возбуждении исполнительного производства.
В порядке ст. 37 АПК РФ представитель истца изменил требования и просил их считать жалобой на действия судебного пристава-исполнителя по возвращению исполнительного документа постановлением от 17.11.2000.
Решением арбитражного суда от 06.02.2001 постановление судебного пристава-исполнителя Иультинского района от 17.11.2000 признано недействительным, подразделение судебных приставов Иультинского района обязано принять инкассовые распоряжения Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования N 274, 275 от 28.09.2000, N 281, 282 от 27.09.2000 к исполнению и возбудить исполнительное производство по ним.
Апелляционной инстанцией дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, службы судебных приставов Управления Министерства юстиции РФ по Чукотскому автономному округу предлагается решение отменить ввиду нарушения судом норм материального права (ст.ст. 7, 8, 9 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 47 Налогового кодекса РФ).
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 ст. 47 Налогового кодекса РФ, вопрос о принудительном взыскании недоимки путем обращения взыскания на счетах работодателей денежных средств, может быть решен только при предъявлении в службу судебных приставов решения должностного лица, вынесенного в форме постановления и соответствующего требованиям ст. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления Министерства юстиции РФ по ЧАО поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил, что ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" регламентирует обязательные требования, предъявляемые к исполнительным документам.
Инкассовые распоряжения не отвечают этим требованиям и не содержат основных реквизитов.
Из разъяснения Министерства юстиции РФ N 06-3622 от 31.07.2000 следует, что под понятием "требования органов" в п.п. 5 п. 1 ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" имеется в виду не платежный документ, а юрисдикционный акт, принятый в пределах компетенции соответствующего органа или должностного лица для достижения определенной цели. Исходя из смысла Федерального закона "Об исполнительном производстве", требования органов, осуществляющих контрольные функции, должны приниматься в форме постановления - властного решения, принятого должностным лицом после обобщения соответствующего исходного материала на основании предоставленных ему полномочий. Платежные поручения являются одной из форм безналичных расчетов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, возврат инкассовых поручений без постановления ЧТ ФОМС является законным.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает решение суда подлежащим отмене на основании п. 1 ст. 176 АПК РФ.
Установлено, что Чукотский территориальный фонд обязательного медицинского страхования 09.11.2000 направил в адрес подразделения судебных приставов Иультинского района ЧАО инкассовые распоряжения N 281, 282 от 27.09.2000, N 274, 275 от 28.09.2000, возвращенные банком без оплаты из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика, для возбуждения исполнительного производства в отношении закрытого акционерного общества "Амгуэма". Постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Сорочан Ю.О. от 17.11.2000 отказано Чукотскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования в возбуждении исполнительного производства по вышеупомянутым инкассовым распоряжениям из-за отсутствия постановления органа, осуществляющего контрольные функции (ст. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Принимая решение о признании постановления старшего судебного пристава-исполнителя Сорочана Ю.О. недействительным, суд исходил из того, что инкассовые распоряжения ЧТ ФОМС оформлены в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 5 п. 1 ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве"
Пунктом 7 ст. 9 НК РФ (введенного Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ) установлено, что органы внебюджетных фондов, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно Закона N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" абзац второй пункта 1 статьи 47 части первой Кодекса вводится в действие с 01.01.2000.
Поэтому вывод суда о том, что ЧТ ФОМС должен руководствоваться п. 2 ст. 47 НК РФ с 2001, то есть с вводом в действие второй части НК РФ ошибочен.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя (его заместителей) органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве".
Инкассовое распоряжение не является исполнительным документом, поскольку оно не указано в перечне ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве", а ст. 339 ГПК РФ не действует как противоречащая ст. 7 вышеупомянутого Закона.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду статья 339 ГПК РСФСР
Установив, что инкассовые распоряжения не являются исполнительными документами, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь п. 1 ст. 10 ФЗ "Об исполнительном производстве ", обоснованно отказал в их принятии, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для признания действий старшего судебного пристава Сорочана Ю.О. по вынесению постановления о возврате инкассового распоряжения и отказе ЧТ ФОМС в возбуждении исполнительного производства незаконными.
Доводы кассационной жалобы о принятии судом решения с нарушением действующего законодательства п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 10 ФЗ "Об исполнительном производстве" обоснованны, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 5 п. 1 ст. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве"
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.02.2001 по делу N А80-53/2000-Ж Арбитражного суда Чукотского автономного округа отменить. В удовлетворении жалобы Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования на действия старшего судебного пристава ПСП Иультинского района Сорочана Ю.О. по вынесению постановления от 17.11.2000 о возвращении исполнительного документа отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2001 г. N Ф03-А80/01-2/641
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании