Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2243
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика МУП "РПТ" - Солянок Д.А., представителя по доверенности от 29.01.2002 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю на решение от 04.06.2002 по делу N А73-1645/2002-7 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю Муниципальному унитарному предприятию "РПТ" о взыскании 6430 рублей.
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилась Межрайонная Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) с иском о взыскании с Муниципального унитарного предприятия Рознично-оптовый рынок продовольственных и промышленных товаров Хабаровского района (далее - рынок) штрафа в сумме 6430 руб., за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1. Из указанной суммы иска 5000 руб. составляют штраф за неприменение контрольно-кассовой машины при расчете с покупателем, 1430 руб. - штраф за отсутствие ценников на товарах.
Решением от 04.06.2002 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" из статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" исключены санкции за отсутствие ценников на товарах и за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Суд также пришел к выводу, что ответчик не может быть привлечен к ответственности и по статье 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, так как данная норма в отношении юридических лиц не применяется.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора суд не учел требования статей 1 и 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которым все операции по денежным расчетам с населением должны осуществляться с применением контрольно-кассовых машин.
Неприменение ответчиком контрольно-кассовой машины и отсутствие ценника на товаре зафиксированы в материалах проверки, что, по мнению налогового органа, является основанием для удовлетворения его требований о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
В заседании суда кассационной инстанции заявитель жалобы не участвовал.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, его представитель в заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы отклонил и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит состоявшийся по делу судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что инспекция по налогам и сборам 30.11.2001 провела проверку Муниципального унитарного предприятия Рознично-оптовый рынок продовольственных и промышленных товаров Хабаровского района по вопросу соблюдения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". В результате проверки был выявлен факт продажи товара без применения контрольно-кассовой машины. Проданный товар не имел ценника.
По факту правонарушения составлен акт N 001156 от 30.11.2001, на основании которого 07.12.2001 налоговый орган принял решение N 09-26/391 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной статьей 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке инспекция по налогам и сборам обратилась с иском в арбитражный суд.
При разрешении спора суд, установив, фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования доказательств, неправильно применил норму материального права, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты при осуществлении торговых операций или оказании услуг населению на территории Российской Федерации производятся предприятиями, в том числе индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовых машин и выдачей чека покупателю.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 31.12.2001 (далее - вводный Закон), с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статьей 3 вводного Закона в статью 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" внесены изменения, после чего в данной норме отсутствуют санкции за неприменение контрольно-кассовых машин и отсутствие ценников на товарах.
Вместе с тем с 1 января 2002 года до 1 июля 2002 года действует статья 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Исходя из придаваемого Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П правового смысла абзацу второму части 1 статьи 7 Закона о ККМ, ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин наступает в соответствии со статьей 146.5 КоАП РСФСР. Поэтому у суда первой инстанции не было оснований признать, что требования налогового органа о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей за неприменение предприятием контрольно-кассовой машины не соответствуют закону.
Статьей 146.5 КоАП РСФСР не предусмотрена ответственность за отсутствие ценников на товарах, следовательно, во взыскании 1430 руб. суд отказал правомерно.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.06.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1645/2002-7 изменить.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Рознично-оптовый рынок продовольственных и промышленных товаров Хабаровского района в бюджет штраф в сумме 5000 руб. за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Рознично-оптовый рынок продовольственных и промышленных товаров Хабаровского района в федеральный бюджет госпошлину в сумме 375 руб., в том числе 250 руб. по иску, 125 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 31.12.2001 (далее - вводный Закон), с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статьей 3 вводного Закона в статью 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" внесены изменения, после чего в данной норме отсутствуют санкции за неприменение контрольно-кассовых машин и отсутствие ценников на товарах.
Вместе с тем с 1 января 2002 года до 1 июля 2002 года действует статья 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Исходя из придаваемого Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П правового смысла абзацу второму части 1 статьи 7 Закона о ККМ, ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин наступает в соответствии со статьей 146.5 КоАП РСФСР. Поэтому у суда первой инстанции не было оснований признать, что требования налогового органа о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей за неприменение предприятием контрольно-кассовой машины не соответствуют закону.
Статьей 146.5 КоАП РСФСР не предусмотрена ответственность за отсутствие ценников на товарах, следовательно, во взыскании 1430 руб. суд отказал правомерно."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2243
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании