Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 декабря 2002 г. N Ф03-А49/02-2/2518
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Камчатского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 01.08.2002 по делу N А49-942/02 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Камчатского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства к обществу с ограниченной ответственностью "Рыбопромышленная компания "Камсинг" о взыскании штрафа в сумме 20000 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 04.12.2002.
Камчатское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - теруправление МАП России) обратилось с иском в суд о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рыбопромышленная компания "Камсинг" (далее - ООО "Камсинг") штрафа в сумме 20000 рублей за нарушение антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 01.08.2002 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с необоснованностью заявленных требований, так как истец не представил достоверных данных о балансовой стоимости здания столовой, продаваемого на коммерческом конкурсе, из которых можно было бы установить, что балансовая стоимость здания столовой превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, и поэтому для его приобретения необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа. Кроме этого, условия конкурса, проводимого Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области, также не предусматривали получение предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение здания столовой, следовательно, теруправление МАЛ России не доказало нарушение обществом "Камсинг" пункта 1 статьи 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1 (далее - Закон о конкуренции).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе теруправления МАП России, которое просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение судом пункта 1 статьи 18 Закона о конкуренции и пункта 16 Положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.1998 N 1311 (далее - Положение о продаже на коммерческом конкурсе), которые предусматривают получение в установленных законодательством случаях согласия федерального антимонопольного органа (его территориального органа) на приобретение имущества. Кроме этого, по мнению заявителя жалобы, вывод суда об отсутствии доказательств того, что балансовая стоимость продаваемого здания столовой превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. В связи с тем, что общество "Камсинг" не получило согласие антимонопольного органа на приобретение здания столовой, оно нарушило требование пункта 1 статьи 18 Закона о конкуренции и обязано уплатить штраф в размере 20000 рублей за нарушение антимонопольного законодательства, установленный статьей 23 вышеназванного Закона.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судебное решение - без изменения, считая, что Камчатское управление МАП России превысило свои полномочия, привлекая к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, так как столовая не участвует в процессе производства материальных благ, поэтому находится за пределами отношений, влияющих на конкуренцию. Следовательно, нет необходимости получать согласие антимонопольного органа на ее приобретение. Кроме этого, ответчик считает, что балансовая стоимость здания столовой не подтверждена первичными бухгалтерскими документами, а те документы, на которые ссылается истец в своей жалобе, не исследовались судом первой инстанции. По мнению ответчика, на организаторе конкурса по продаже здания столовой, Камчатском комитете по управлению госимуществом, лежала обязанность по требованию от лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, предоставить согласие теруправления МАП России на приобретение здания столовой. Одновременно ООО "Камсинг" заявило о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что обществом "Камсинг" на коммерческом конкурсе, проводимом Комитетом по управлению госимуществом по Камчатской области, приобретено здание столовой, принадлежащее государственному унитарному предприятию "Камчатское бассейновое аварийно-спасательное управление" (далее - аварийно спасательное управление), о чем заключен договор купли-продажи N 235 от 26.10.2000. Право собственности общества "Камсинг" на данное здание зарегистрировано Камчатским областным центром по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.01.2001. В связи с тем, что общество "Камсинг", в нарушение пункта 1 статьи 18 Закона о конкуренции, не обращалось с ходатайством в федеральный антимонопольный орган о получении предварительного согласия на приобретение в собственность здания столовой, балансовая стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, то Камчатским теруправлением МАП России 26.12.2001 вынесено постановление по делу N 21-08/15-15-01ш о наложении на ООО "Камсинг" штрафа в размере 20000 рублей, предусмотренного статьей 23 Закона о конкуренции.
Поскольку ООО "Камсинг" не уплатило указанный штраф в добровольном порядке, теруправление МАП России обратилось с иском о взыскании его в судебном порядке. Арбитражным судом необоснованно отказано во взыскании штрафных санкций со ссылкой на то, что теруправлением МАП России не подтвержден факт того, что балансовая стоимость здания столовой превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов аварийно-спасательного управления. Указанный вывод суда не соответствует имеющимся в деле доказательствам. В частности, заявитель жалобы ссылается на то, что балансовая стоимость здания столовой в сумме 1876894 руб. подтверждается следующими документами, которые имеются в материалах дела: справками аварийно-спасательного управления N 22/343 от 10.10.2001 (л.д. 15) и N 22/40 от 31.01.2002 (л.д. 72), актом на списание основных средств от 15.11.2000 (л.д. 41), карточкой движения основных средств за ноябрь 2000 года (л.д. 57), ведомостью переоценки основных средств на 01.01.1999 (л.д. 54).
Остаточная стоимость здания столовой с учетом амортизации на 01.10.2000 составила 1364779 руб. (1876894 руб. - 512115 руб. - амортизационные отчисления), стоимость основных средств и нематериальных активов аварийно-спасательного управления на эту же дату, согласно квартальному балансу (л.д. 73), составила 3332000 рублей, то есть стоимость здания столовой составляет 40,96 процента от балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов аварийно-спасательного управления.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о конкуренции, с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляется, в том числе, получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество.
Поскольку стоимость здания столовой превышает указанный выше 10-процентный барьер, то ООО "Камсинг" обязано было получить согласие теруправления МАП России на приобретение данного здания в собственность, что им не было сделано.
Является ошибочной и ссылка суда на то, что получение согласия антимонопольного органа на приобретение здания столовой не было включено в качестве условия при проведении коммерческого конкурса по продаже указанного здания, так как не было необходимости включения такого положения в условия конкурса, поскольку обязанность получения предварительного согласия антимонопольного органа возникает у покупателя в силу закона, а именно: пункта 1 статьи 18 Закона о конкуренции, а также пункта 16 Положения о продаже на коммерческом конкурсе.
Также является голословным и ошибочным довод ответчика, изложенный в отзыве на жалобу, что постановление от 26.12.2001 принято антимонопольным органом с превышением полномочий.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что теруправлением МАП России правомерно вынесено постановление от 26.12.2001 по делу N 21-08/15-15-01ш о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства на ООО "Камсинг", поэтому судебное решение как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Однако, исковые требования теруправления МАП России о взыскании с ООО "Камсинг" штрафных санкций, предусмотренных статьей 23 Закона о конкуренции, не подлежат удовлетворению, так как в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 01 июля 2002 года статьи 23-25, абзацы первый и второй пункта 2 статьи 29 Закона о конкуренции утратили силу.
Пункт 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание данной статьи имеет универсальный характер и распространяется на правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством.
Следовательно, после 01.07.2002 арбитражным судом не может быть принято решение об удовлетворении требования антимонопольного органа о взыскании штрафных санкций за совершение действий (бездействия) в нарушение порядка, предусмотренного статьей 18 Закона о конкуренции, так как ответственность за данные правонарушения отменена вышеназванным Федеральным законом N 196-ФЗ. Арбитражным судом дело рассмотрено 01.08.2002.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 01.08.2002 по делу N А49-942/02 отменить.
В удовлетворении требований Камчатского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о взыскании с ООО "Рыбопромышленная компания "Камсинг" штрафных санкций в сумме 20000 рублей отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Является ошибочной и ссылка суда на то, что получение согласия антимонопольного органа на приобретение здания столовой не было включено в качестве условия при проведении коммерческого конкурса по продаже указанного здания, так как не было необходимости включения такого положения в условия конкурса, поскольку обязанность получения предварительного согласия антимонопольного органа возникает у покупателя в силу закона, а именно: пункта 1 статьи 18 Закона о конкуренции, а также пункта 16 Положения о продаже на коммерческом конкурсе.
Также является голословным и ошибочным довод ответчика, изложенный в отзыве на жалобу, что постановление от 26.12.2001 принято антимонопольным органом с превышением полномочий.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что теруправлением МАП России правомерно вынесено постановление от 26.12.2001 по делу N 21-08/15-15-01ш о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства на ООО "Камсинг", поэтому судебное решение как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Однако, исковые требования теруправления МАП России о взыскании с ООО "Камсинг" штрафных санкций, предусмотренных статьей 23 Закона о конкуренции, не подлежат удовлетворению, так как в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 01 июля 2002 года статьи 23-25, абзацы первый и второй пункта 2 статьи 29 Закона о конкуренции утратили силу.
Пункт 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание данной статьи имеет универсальный характер и распространяется на правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством.
Следовательно, после 01.07.2002 арбитражным судом не может быть принято решение об удовлетворении требования антимонопольного органа о взыскании штрафных санкций за совершение действий (бездействия) в нарушение порядка, предусмотренного статьей 18 Закона о конкуренции, так как ответственность за данные правонарушения отменена вышеназванным Федеральным законом N 196-ФЗ. Арбитражным судом дело рассмотрено 01.08.2002."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2002 г. N Ф03-А49/02-2/2518
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании