Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2192
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца ЗАО "Артель старателей "А" - Шмарина Г.В., заместитель главного бухгалтера по доверенности N 123 от 11.04.2002, Белова Л.Н., заместителя генерального директора по доверенности N 37 от 02.02.2001, от ответчика Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю - Гринкувич О.В., старший госналогинспектор по доверенности N 08-49/46 от 17.09.2002, от третьего лица Отделения Пенсионного фонда ПФ по Хабаровскому краю - Буранов А.Р., главный юрисконсульт по доверенности N 09-6200 от 12.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю на решение от 14.05.2002, постановление от 22.07.2002 по делу N А73-1453/2002-12 (АИ-1/560) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску закрытого акционерного общества "Артель старателей "А" к Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю, 3-е лицо: Отделение Пенсионного фонда по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Мотивированное постановление в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлено в полном объеме 23.10.2002.
Закрытое акционерное общество "Артель старателей "А" (далее - ЗАО "АС "А") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (далее - управление по налогам и сборам) с иском о признании недействительным решения N 14-10/4-97-810 от 21.01.2002 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением арбитражного суда от 21.03.2002 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Пенсионный фонд Российской Федерации по Хабаровскому краю.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.05.2002 исковые требования удовлетворены. При вынесении решения суд установил, что при проведении налоговой проверки управление по налогам и сборам неправомерно признало исходным показателем задолженность истца перед Пенсионным фондом. Так как соглашением истца и ответчика ЗАО "АС "А" предоставлена рассрочка погашения этой задолженности до 01.04.1998 г., истец рассчитался с Пенсионным фондом РФ 30.03.1998 г. Также, по мнению суда, правомерно уменьшение истцом начисленных страховых взносов в Пенсионный Фонд от доходов иностранных рабочих, не проживающих на территории РФ, в соответствии, с Законом "О государственных пенсиях в РФ".
Постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2002 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что у истца отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед внебюджетным фондом, так как у ответчика имеется переплата в Пенсионный фонд Российской Федерации, которая перекрывает не зачтенную ранее в счет задолженности сумму платежей, подлежащую уплате. Завышение истцом налогооблагаемой базы в 1997-2000 годах, повлекло переплату в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 11795977 руб. Однако сумма излишне уплаченных платежей в 1999 году составила 8337009 руб., а истец уменьшил сторно сумму платежей на 16362791 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление по налогам и сборам в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права. При этом заявитель жалобы указывает на то, что ответчик вправе подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, не уменьшая налогооблагаемую базу на эту сумму. Также, по мнению налогового органа, обнаружив ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, плательщик взносов неправомерно уменьшил сумму страховых взносов, вместо того, чтобы представить уточненные расчеты на уменьшение начисленных страховых взносов.
В судебном заседании представитель инспекции по налогам и сборам поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Истец в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы налогового органа отклонили, просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Указывая при этом, что у него имелась переплата в Пенсионный фонд Российской Федерации, перекрывающая не зачтенную ранее в счет задолженностей сумму платежей, подлежащую уплате недоимку по страховым взносам.
Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю в своем отзыве, и представитель в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзывов на нее, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы в силу нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю в октябре - ноябре 2001 года проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления ЗАО "АС "А" страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2000 года. По результатам проверки составлен акт N 14-10/4-97-32дсп от 21.12.2001 (л.д. 20-26), на основании которого вынесено решение N 14-10/4-97-8ю от 21.01.2002 (л.д. 10-19) о привлечении ЗАО "АС "А" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1605156 рублей. Этим же решением начислены страховые взносы в Пенсионный Фонд в сумме 8025782 руб. и 379208 руб. - пени с исчисленных сумм недоимок.
Из материалов проверки следует, что сумма 8025782 руб. доначислена в результате того, что за 1999 год истцом в налогооблагаемую базу включены необлагаемые выплаты на общую сумму 27656168 руб., и в расчетной ведомости по страховым взносам сторнировочной записью уменьшено взносов к начислению в сумме 16362791 руб. (по выплатам иностранным гражданам за 1997, 1998, 1999 годы).
Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного страхования" определено, что под государственным пенсионным страхованием понимается вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации работодателей и граждан с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340 "О государственных пенсиях в РФ". Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Следовательно, страховые взносы в Пенсионный Фонд на иностранных граждан, не проживающих на территории РФ, не начисляются с момента вступления Закона N 27-ФЗ в силу.
Статей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Статьей 20 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного страхования" установлено, что на всей территории Российской Федерации Закон вступает в силу с 1 января 1997 года. Следовательно, страховые взносы в Пенсионный фонд на иностранных граждан, не проживающих на территории РФ, не начисляются с 1 января 1997 года. Таким образом, перерасчет страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за иностранных граждан, постоянно не проживающих на территории РФ, должен производиться с 1 января 1997 года, а не с 1 декабря 1997 года, как установлено Письмом Пенсионного Фонда РФ N ЕВ-16-28/8548, и как требует управление по налогам и сборам с ЗАО "АС "А".
При проведении проверки налоговым органом, без должных оснований, признана исходным показателем задолженность истца перед Пенсионным фондом в размере 8 025 781 руб., тогда как соглашением от 16 января 1998 года N 1552 (л.д. 83 т. 1) ЗАО "АС "А" предоставлена рассрочка погашения задолженности в сумме 5259417 руб. до 1 апреля 1998 года, которая на момент проведения проверки была погашена, что подтверждается мемориальным ордером N 9 от 30 марта 1998 года и банковской выпиской за это число (л.д. 84, 85 т. 1).
Как следует из расчета суда апелляционной инстанции, сделанного на основании первичных документов, представленных суду (л.д. 51 т. 2), на день проверки и принятия решения у ЗАО "АС "А" имелась переплата взносов в Пенсионный фонд за 1997 год в сумме 2929771 руб., за 1998 год - 6994091 руб.
Следовательно, на 1999 год у истца имелась переплата страховых взносов в сумме 9923861 руб. (2929771 руб. + 6994091 руб.), поэтому, приняв недоимку по уплате страховых взносов в сумме 8025781 руб., установленную налоговым органом, апелляционной инстанцией сделан правильный вывод о том, что состояние расчетов истца с Пенсионным Фондом Российской Федерации характеризуется тем, что переплата имела место в периоде, предшествующем периоду, в котором имелась неполная уплата взносов. В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2002 года N 5 суд правомерно посчитал, что у истца отсутствует состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 122 НК РФ, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед внебюджетным фондом. Таким образом, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судами обеих инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и нормы процессуального права, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют законные основания к отмене или изменению судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.05.2002, постановление апелляционной инстанции от 22.07.2002 по делу А73-1453/2002-12 (АИ-1/560) оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из расчета суда апелляционной инстанции, сделанного на основании первичных документов, представленных суду (л.д. 51 т. 2), на день проверки и принятия решения у ЗАО "АС "А" имелась переплата взносов в Пенсионный фонд за 1997 год в сумме 2929771 руб., за 1998 год - 6994091 руб.
Следовательно, на 1999 год у истца имелась переплата страховых взносов в сумме 9923861 руб. (2929771 руб. + 6994091 руб.), поэтому, приняв недоимку по уплате страховых взносов в сумме 8025781 руб., установленную налоговым органом, апелляционной инстанцией сделан правильный вывод о том, что состояние расчетов истца с Пенсионным Фондом Российской Федерации характеризуется тем, что переплата имела место в периоде, предшествующем периоду, в котором имелась неполная уплата взносов. В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2002 года N 5 суд правомерно посчитал, что у истца отсутствует состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 122 НК РФ, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед внебюджетным фондом. Таким образом, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2192
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании