Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 января 2003 г. N Ф03-А73/02-2/2694
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Долоткадзе М.А., юрисконсульт по доверенности N 7/109 от 27.11.2002, от ответчика: Минфина Хабаровского края - Колотыгина З.А., главный специалист по доверенности 19-12/1314 от 09.09.2002, Минфина РФ и УФК по Хабаровскому краю - Хальчицкий А.С., начальник юридического отдела по доверенностям б/н, N 25 от 10.01.2003, 14.10.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 10.10.2002 по делу N А73-743/2001-27/43 (АИ-1/826) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Финансовому управлению администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Администрации Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 789619 рублей.
Мотивированное постановление в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовлено 28.01.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго") обратилось к Администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Финансовому управлению Администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Администрации Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю с иском о взыскании убытков в сумме 789619 рублей в виде выпадающих доходов от предоставления в 2000 году льгот по оплате за электрическую и тепловую энергию отдельным категориям граждан, проживающим в г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.08.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Минфина Хабаровского края за счет казны Хабаровского края взыскано 789265 руб., с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации взыскано - 354 руб., в иске к остальным ответчикам отказано. Судебный акт в части взыскания суммы 354 руб. с Минфина РФ мотивирован тем, что Российская Федерация в лице Минфина РФ, законодательно установившая обязанность по предоставлению льгот в соответствии с Федеральными законами "О милиции", "О статусе военнослужащих", не выделило субъекту Российской Федерации необходимые суммы на реализацию принятых законов; в части взыскания суммы 789265 руб. с Минфина Хабаровского края - тем, что Администрацией Хабаровского края и финансовым департаментом Хабаровского края не обеспечено финансирование муниципального образования г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом для возмещения ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" выпадающих доходов при оказании услуг отдельным категориям граждан.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2002 решение суда изменено: вся заявленная истцом сумма возмещена с Минфина Хабаровского края за счет казны Хабаровского края. В части взыскания суммы 354 руб. с Минфина Хабаровского края суд апелляционной инстанции принял уточнение исковых требований о том, что данная сумма сложилась от предоставления льгот родителям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей из состава органов МВД, КГБ, МО РФ, которые приравниваются в соответствии с краевым законодательством к членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, следовательно, расходы по возмещению выпадающих доходов по оказанию услуг данной категории граждан следует возложить на краевой бюджет.
В кассационной жалобе Минфин Хабаровского края просит отменить постановление апелляционной инстанции в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в заседании суда, апелляционной инстанцией неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных исковых требований, неверно применено законодательство, регулирующее рассматриваемые правоотношения по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, судом не приняты во внимание Бюджетный кодекс РФ, Конституция РФ. Заявитель жалобы ссылается также на то, что судом не установлены обстоятельства, связанные с выяснением причины, по которой не были компенсированы убытки, понесенные истцом.
Администрация г. Советская Гавань с Советско-Гаванский районом, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда участия не принимала, в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования Минфина Хабаровского края, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", Минфин РФ в отзывах на кассационную жалобу, в заседании суда отклоняют доводы заявителя кассационной жалобы, считают оспариваемый судебный акт законным, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим в период спорных правоотношений сторон.
УФК РФ по Хабаровскому краю в заседании суда кассационной инстанции также отклоняет доводы Минфина Хабаровского края, полностью согласно с позицией Минфина РФ, изложенной в отзыве на кассационную жалобу.
Остальные ответчики по данному делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда участия не принимали, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в отзывах на кассационную жалобу, заслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в 2000 году предоставило услуги отдельным категориям граждан, с учетом льготной скидки в размере 50% по оплате электрической и тепловой энергии.
Требования истца по настоящему иску возникли в связи с отказом Администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом в возмещении ему указанных расходов, хотя в акте сверки последняя подтвердила факт имеющейся задолженности за 2000 год на сумму 789619 руб., из них 608862 руб. - за электроэнергию и 180757 руб. - за тепловую энергию. С учетом уточнения исковых требований (л.д. 64, т. 2), ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" считает, что данные неполученные доходы возникли у него от оказания льготной скидки в размере 50% населению, имеющему право на льготу, установленную следующими Федеральным законами: "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О милиции", "О статусе военнослужащих", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом Хабаровского края "О целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2001-2003 годы" N 281 от 27.12.2000.
В отзыве на апелляционную жалобу (л.д. 53, т. 3), в заседании суда апелляционной инстанции (протокол - л.д. 68-72), истец еще раз уточнил исковые требования в части категорий льготников, указав, что сумма 354 руб. сложилась от оказания услуг категориям граждан: родители лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей из состава органов МВД, КГБ, МО РФ, то есть предоставление льгот которым не регулируется Федеральными законами "О милиции", "О статусе военнослужащих"; истец также указал, что отсутствуют в данной сумме и убытки, полученные от оказания услуг гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с положениями статей 84 и 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 статьи 6 названного Федерального закона и статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений.
При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
На основании вышеизложенного, а также оценки доказательств, представленных сторонами, судом апелляционной инстанции правомерно оставлено без изменения решение суда об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет бюджета муниципального образования г. Советская Гавань с Советско-Гаванский районом ввиду невыделения средств в бюджет города и района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Являются обоснованными и законными и выводы суда апелляционной инстанции о возложении ответственности в полном объеме на финансовый департамент Хабаровского края за счет казны Хабаровского края.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.08.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что, если обязательства по социальной защите населения установлены Федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств - есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" от 10.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств субъектов Российской Федерации. При этом за счет последних производятся расходы, в том числе на оплату коммунальных услуг (подпункт "б" пункта 2 статьи 10 Федерального закона) при последующем возмещении данных расходов.
Судом первой и апелляционной инстанций правомерно, на основании оценки представленных сторонами доказательств установлено, что денежные средства в 2000 году в полном объеме были перечислены Хабаровскому краю, что подтверждается Приложением N 23 к Федеральному закону от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", актом сверки по межбюджетным отношениям по состоянию на 1 января 2001 года между УФК РФ по Хабаровскому краю и финансовым департаментом Администрации Хабаровского края, из содержания которого следует, что всего из федерального фонда финансовой поддержки субъектов поступило в Хабаровский край 2133675870 руб., из них без целевого назначения - 1280364270 руб. Более того, в соответствии с Федеральным законом "Об исполнении федерального бюджета на 2000 год" от 23.04.2001 N 39-ФЗ, план расходов по разделу "Финансовая помощь бюджетам другого уровня" был выполнен на 103%.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона N 39-ФЗ следует читать как "23.04.2002"
Так как Минфин РФ в полном объеме возместил субъекту Российской Федерации понесенные расходы, в том числе на реализацию Федерального закона "О ветеранах", суд правомерно взыскал в данной части убытки с Минфина Хабаровского края.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды всех категорий имеют право на получение скидки при оплате коммунальных услуг, при этом источник предоставления льгот не указан. Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Как следует из материалов дела, и правомерно установлено судом, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" заявлены требования по возмещению выпадающих доходов по предоставлению льгот инвалидам, проживающим в муниципальном жилищном фонде. Таким образом, в данной части судом также правомерно возложена обязанность по возмещению данных доходов из казны Хабаровского края.
В части возложения ответственности на Минфин Хабаровского края по возмещению выпадающих доходов, связанных с реализацией Закона Хабаровского края от 26.01.2000 N 182 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год", оба судебных акта также являются законными и обоснованными. Как пояснил в заседании суда представитель Минфина Хабаровского края, постановление апелляционной инстанции в данной части не оспаривается. В указанном нормативном акте источником финансирования льгот данной категории граждан является субъект Российской Федерации, в данном случае - Хабаровский край.
Суд первой и апелляционной инстанций при определении ответчика по возмещению выпадающих доходов по оказанию услуг гражданам, пострадавшим от политических репрессий, правомерно исходил из Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении положения "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий".
Названное выше законодательство называет в качестве источника финансирования таких льгот - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с возмещением им произведенных затрат из федерального бюджета, а также учитывание этих расходов при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому убытки истца от предоставления льгот указанной категории граждан правомерно взысканы судом за счет казны Хабаровского края.
Являются обоснованными и выводы суда апелляционной инстанции о взыскании с Минфина Хабаровского края выпадающих доходов по оказанию услуг, оказанных истцом, таким категориям граждан, имеющим льготу по оплате коммунальных услуг, как многодетные семьи и родители лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей из состава органов МВД, КГБ и МО РФ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", органы исполнительной власти краев устанавливают для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением, электроэнергией. Постановлением Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26, 29 июня 1992 года N 51, N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" установлено, что дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий по предоставлению 30% скидки многодетным семьям, осуществлялись за счет средств местных бюджетов.
Так как такая категория граждан - как родители лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей из состава органов МВД, КГБ, МО РФ, приравнивается в соответствии с краевым законодательством к членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, то данные граждане пользуются льготой в соответствии с краевым законодательством и расходы по возмещению выпадающих доходов в сумме 354 руб. правомерно апелляционной инстанцией возложены на краевой бюджет.
При изложенных выше обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Так как при принятии кассационной жалобы к производству было удовлетворено ходатайство Минфина Хабаровского края и исполнение постановления апелляционной инстанции было приостановлено до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения жалобы, о чем вынесено определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2002, последнее подлежит отмене.
Руководствуясь вышеизложенным, а также статьями 283, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2002 по делу N А73-743/2002-27/43 (АИ-1/826) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2002 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой и апелляционной инстанций при определении ответчика по возмещению выпадающих доходов по оказанию услуг гражданам, пострадавшим от политических репрессий, правомерно исходил из Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении положения "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий".
...
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", органы исполнительной власти краев устанавливают для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением, электроэнергией. Постановлением Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26, 29 июня 1992 года N 51, N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" установлено, что дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий по предоставлению 30% скидки многодетным семьям, осуществлялись за счет средств местных бюджетов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2003 г. N Ф03-А73/02-2/2694
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании