Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/123
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: УМНС РФ по Приморскому краю: М.Н. Акулов, ведущий специалист по доверенности N 06-3 от 12.02.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю на решение от 06.09.2002, постановление от 24.10.2002 по делу N А51-6774/02 24-151 Арбитражного суда Приморского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Д" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю о признании недействительным постановления.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 19.02.2003.
ФГУП "Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление" (далее - ФГУП "Д") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным постановления N 31 от 05.06.2002 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю о наложении штрафа в размере 20000 руб. за непредставление в установленный срок декларации об объемах использования этилового спирта за 1 квартал 2002 года.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.09.2002 исковые требования удовлетворены, оспариваемое постановление налогового органа по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с тем, что на момент предъявления иска ответственность за непредставление декларации законодательством не предусмотрена.
Апелляционная инстанция, проверив 24.10.2002 законность решения суда первой инстанции, признала вывод суда об отсутствии ответственности за непредставление декларации ошибочным. Вместе с тем, решение суда оставлено без изменения по тому мотиву, что истец не является субъектом правоотношений в области оборота этилового спирта, и, следовательно, не может нести ответственность за непредставление декларации.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе ответчика, который просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил ст. 14 Закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с данной нормой истец обязан представлять декларацию об объемах использования этилового спирта.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
ФГУП "Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление" извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился. В отзыве на жалобу предприятие просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, истец 16.04.2002 представил в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю декларацию об объемах использования этилового спирта за 1 квартал 2002 года. Срок представления декларации истек 10.04.2002 в связи с чем 05.06.2002 налоговым органом составлен протокол N 31 об административном правонарушении.
На основании протокола 05.06.2002 вынесено постановление N 31 о наложении на истца административного взыскания в виде штрафа в сумме 20000 рублей за нарушение статьи 11 Закона N 143 от 08.07.1999 "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Статья 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171 от 22.11.1995 (с учетом изменений и дополнений на 29.12.2001) обязывает организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции представлять декларации об объеме их производства и оборота.
Согласно статье 2 названного Закона, под оборотом спирта следует понимать закупку, поставку, хранение и розничную продажу.
Таким образом, обязанность истца, получившего квоту на закупку этилового спирта представлять декларации, установлена законом.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" постановлением Правительства РФ N 564 от 25.05.1999 утверждено Положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу пункта 3 этого Положения организации, использующие этиловый спирт (в том числе денатурированный) на производство спиртосодержащей продукции и на иные цели в соответствии с выданными квотами на закупку, представляют декларации по установленной форме.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что Положение расширило субъектный состав участников правоотношений в области оборота этилового спирта и противоречит Закону N 18-ФЗ от 07.01.1999 "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", не основан на законе.
Предусмотренная статьей 14 Закона обязанность организаций, осуществляющих закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции представлять также декларации об использовании этилового спирта, не свидетельствует о том, что такие декларации представляются только организациями, осуществляющими закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральный закон N 171-ФЗ обязывает все организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции представлять декларации, формы деклараций, порядок их представления определен Правительством РФ.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии ответственности за непредставление декларации об использовании этилового спирта в связи с введением с 01.07.2002 Кодекса об административных правонарушениях РФ, также неправомерен. Предметом спора по рассматриваемому делу является законность постановления налогового органа от 05.06.2002. Следовательно, при рассмотрении спора суд должен был дать оценку оспариваемому постановлению исходя из нормативных актов, действовавших на момент его вынесения. Более того, ответственность за непредставление деклараций в установленный срок, в том числе и об использовании этилового спирта, установлена статьей 15.13 КоАП РФ (2002 год).
На основании изложенного, решение и постановление апелляционной инстанции следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.09.2002, постановление апелляционной инстанции от 24.10.2002 по делу N А51-6774/02 24-151 Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении исковых требований ФГУП "Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренная статьей 14 Закона обязанность организаций, осуществляющих закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции представлять также декларации об использовании этилового спирта, не свидетельствует о том, что такие декларации представляются только организациями, осуществляющими закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральный закон N 171-ФЗ обязывает все организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции представлять декларации, формы деклараций, порядок их представления определен Правительством РФ.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии ответственности за непредставление декларации об использовании этилового спирта в связи с введением с 01.07.2002 Кодекса об административных правонарушениях РФ, также неправомерен. Предметом спора по рассматриваемому делу является законность постановления налогового органа от 05.06.2002. Следовательно, при рассмотрении спора суд должен был дать оценку оспариваемому постановлению исходя из нормативных актов, действовавших на момент его вынесения. Более того, ответственность за непредставление деклараций в установленный срок, в том числе и об использовании этилового спирта, установлена статьей 15.13 КоАП РФ (2002 год)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/123
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании