Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/233
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Громыко А.Н. - юрисконсульт по доверенности от 10.12.2002 N 370, от ответчика: Смагарев Н.Я. - начальник отдела, доверенность от 04.01.2003 N НЮ-5, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "ДВЖД" МПС РФ на решение от 13.11.2002 по делу N А73-8691/2002-33 Арбитражного суда Хабаровского края по иску ОАО "Эворонский леспромхоз" к ФГУП "ДВЖД" МПС РФ о восстановлении на лимитированной справке в ТехПД 13889276 рублей.
Открытое акционерное общество "Эворонский леспромхоз" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ФГУП "ДВЖД", железная дорога) о восстановлении на лимитированной справке в Хабаровском ТехПД излишне списанной провозной платы в сумме 13889276 рублей.
Решением от 13.11.2002 арбитражный суд, проверив правильность расчетов истца, удовлетворил заявленные требования в сумме 13874015 рублей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФГУП "ДВЖД" просит отменить состоявшееся решение как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование ссылается на то, что п. 1 ст. 10 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено установление тарифов на перевозку грузов международными договорами. Считает, что тарифная политика российских железных дорог имеет силу международного договора и применение установленных в соответствии с ней ставок правомерно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, настаивал на ее удовлетворении. Представитель истца выразил несогласие с позицией ответчика, просил оставить без изменения состоявшееся по делу решение.
Проверив законность решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, истец в 2001 - 2002 годах производил отправку грузов железнодорожным транспортом.
По указанным отправкам железная дорога начислила и списала с лимитированной справки в ТехПД ОАО "Эворонский леспромхоз" провозную плату по ставкам тарифной политики российских железных дорог.
Истец, полагая, что провозная плата должна начисляться согласно ставкам прейскуранта N 10-01, обратился с претензией к ФГУП "ДВЖД", в которой просил восстановить на лимитированной справке излишне взысканную провозную плату.
Отклонение претензии ответчиком послужило основанием для обращения ОАО "Эворонский леспромхоз" в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, признал необоснованным начисление ответчиком провозной платы по ставкам тарифной политики российских железных дорог, разработанной на базе тарифной политики государств - участников СНГ, принимаемой на основании Тарифного Соглашения от 17.02.1993; указал на необходимость применения соответствующего тарифа, установленного прейскурантом N 10-01.
Данный вывод является правильным, исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 7 Транспортного устава железных дорог РФ тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством РФ.
Исходя из ст.ст. 6, 11 ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
В настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены прейскурантом N 10-01. Данные тарифы утверждены МАП РФ - органом регулирования естественных монополий.
Тарифное Соглашение и принятые на его основе документы не могут устанавливать общеобязательную ставку грузового тарифа, поскольку в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств участников СНГ входит рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.
Следовательно, ФГУП "ДВЖД" необоснованно исчислило провозную плату в соответствии с тарифной политикой РЖД, в данном случае применению подлежал соответствующий тариф, установленный прейскурантом N 10-01.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.11.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8691/2002-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены прейскурантом N 10-01. Данные тарифы утверждены МАП РФ - органом регулирования естественных монополий.
Тарифное Соглашение и принятые на его основе документы не могут устанавливать общеобязательную ставку грузового тарифа, поскольку в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств участников СНГ входит рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.
Следовательно, ФГУП "ДВЖД" необоснованно исчислило провозную плату в соответствии с тарифной политикой РЖД, в данном случае применению подлежал соответствующий тариф, установленный прейскурантом N 10-01."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/233
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании