Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 февраля 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2978
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 15.10.2002 по делу N А51-9777/2002 18-241 Арбитражного суда Приморского края по иску ООО "Судоходная компания "П" к Инспекции Министерства РФ по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительным решения в части.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 05.02.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "П" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока в части начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 36603 руб. 00 коп.
Решением суда от 15.10.2002 исковые требования удовлетворены. Свое решение суд мотивировал тем, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени начисляется за несвоевременную уплату налога, за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам ответственность не установлена.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что уплата авансовых платежей по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлена Положением "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", утвержденным постановлением главы администрации г. Владивостока N 1703 от 30.12.1994, поэтому, по мнению налогового органа, пеня за просрочку их уплаты начислена правомерно.
ООО "Судоходная компания "П" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, поскольку Положением N 1703 от 30.12.1994 не установлены все существенные элементы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, в том числе, налоговый период. При отсутствии налогового периода, полагает общество, авансовые платежи уплате не подлежат и, соответственно, нет оснований для начисления пени за просрочку их уплаты.
Стороны извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока проведена выездная налоговая проверка ООО "Судоходная компания "П" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.1999 по 01.04.2002. Проверкой в числе других нарушений установлена неуплата авансовых платежей по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в ноябре-декабре 1999 года и с января по ноябрь 2000 года. В связи с чем решением N 159/1 от 23.08.2002 истцу за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу начислена пени в сумме 36603 руб. 00 коп.
Истец не оспаривает факт неуплаты авансовых платежей, однако считает, что авансовые платежи по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не подлежат уплате в связи с отсутствием указаний в Положении о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на налоговый период.
Между тем Конституционный суд РФ в Определении от 04.07.2002 N 200-0 разъяснил, что требование об установлении непосредственно в самом налоговом законе всех элементов налогообложения обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 01.01.1999. Кроме того, как разъяснил Конституционный суд РФ, отсутствие в нормативном акте указания на налоговый период не имеет значения для исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, если срок уплаты налога установлен.
Анализируя статью 75 Налогового кодекса РФ, Конституционный суд РФ также указал, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным актом об этом налоге.
Положением о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (раздел 5 пункт 8) определено, что уплата налога производится авансовыми взносами не позднее 15 числа каждого месяца. Излишне уплаченные суммы зачисляются в счет очередных платежей либо возвращаются по заявлению налогоплательщика. Таким образом, исходя из разъяснения Конституционного Суда РФ, датой по истечении которой налоговый платеж считается просроченным и подлежит начислению пени за просрочку его уплаты является 15 число месяца, следовательно, налоговым органом правомерно начислена пени за просрочку уплаты налога и оснований для удовлетворения исковых требований у суда не было.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.10.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9777/2002 18-241 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "Судоходная компания "П" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 1000 руб., по кассационной жалобе - 500 руб.
Исполнительный лист выдать суду первой инстанции. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец не оспаривает факт неуплаты авансовых платежей, однако считает, что авансовые платежи по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не подлежат уплате в связи с отсутствием указаний в Положении о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на налоговый период.
Между тем Конституционный суд РФ в Определении от 04.07.2002 N 200-0 разъяснил, что требование об установлении непосредственно в самом налоговом законе всех элементов налогообложения обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 01.01.1999. Кроме того, как разъяснил Конституционный суд РФ, отсутствие в нормативном акте указания на налоговый период не имеет значения для исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, если срок уплаты налога установлен.
Анализируя статью 75 Налогового кодекса РФ, Конституционный суд РФ также указал, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным актом об этом налоге."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2978
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании