Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-1/198
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет" на решение от 24.09.2002, постановление от 13.11.2002 по делу N А51-7484/2002 28-280 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет" к закрытому акционерному обществу "Холдинговая компания" ЭС ЭНД ТИ ГРУП" о взыскании 43649 руб. 14 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 28.02.2003.
Открытое акционерное общество "Торговый порт Посьет" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "Холдинговая компания "ЭС ЭНД ТИ ГРУП" о взыскании 43649 руб. 14 коп., из которых 34100 руб. 95 коп. - диспач за экономию сталийного времени при разгрузке т/х "Марина-1" в январе 2002 года по договору от 14.12.2001 N 139-01/ТПП и 9548 руб. 19 коп. - предусмотренные договором пени за просрочку уплаты диспача.
Решением от 24.09.2002 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2002 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что согласно условиям договора от 14.12.2001 сталийное время, отведенное для выгрузки груза с т/х "Марина-1" составляло 46 часов, тогда как истец произвел выгрузку за 50 часов, то есть без досрочного окончания данной грузовой операции. При этом сталия исчислена судом с 8-00 часов следующего дня после подачи нотиса о готовности судна к выгрузке за вычетом часов, затраченных на ожидание судном таможенной очистки и разгрузки частных автомашин.
В кассационной жалобе ОАО "Торговый порт Посьет" просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявителем указано, что судом неправильно определено начало исчисления сталийного времени. В нарушение условий договора от 14.12.2001 нотис подан капитаном судна 24.01.2001 ранее того момента, когда судно было готово к выгрузке. Сталию следует исчислять с момента полной готовности судна к грузовым работам и акцептования нотиса, то есть с 22-00 26.01.2002 до момента окончания выгрузки. При таком исчислении сталийного времени его экономия составила 26 часов, за что ответчик должен уплатить диспач.
ЗАО "Холдинговая компания "ЭС ЭНД ТИ ГРУП" в отзыве на кассационную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, указав, что исчисление сталийного времени произведено судом правильно и основания для оплаты диспача отсутствуют.
В судебном заседании кассационной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, хотя о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. ЗАО "Холдинговая компания "ЭС ЭНД ТИ ГРУП" заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность решения и постановления апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены либо изменения, предусмотренные ст. 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Торговый порт Посьет" (порт) и ЗАО "Холдинговая компания "ЭС ЭНД ТИ ТРУП" (грузовладелец) заключен договор от 14.12.2001 N 139-01/ТПП на производство работ по перевалке импортных грузов.
Норма выгрузки груза с судна установлена в пункте 3.1.7 договора и составляет 1500 тонн в сутки в погожий день.
Согласно пунктам 3.1.8, 3.1.9 договора за сэкономленное сталийное время грузовладелец выплачивает порту диспач 1000 долларов США в сутки. Его оплата производится в течение 7 банковских дней с момента выставления счета, основанием для выставления которого является расчет сталийного времени. За несвоевременную оплату счета пунктом 3.1.5 договора предусмотрен штраф в размере 0,2% за каждые сутки просрочки платежа.
Во исполнение условий договора от 14.12.2001 порт в период с 22-00 26.01.2002 до 17-00 27.01.2002 произвел выгрузку 2875856 тонн груза с т/х "Марина-1", что подтверждается генеральным актом от 27.01.2002.
По мнению истца, в данном случае имела место экономия сталийного времени, поскольку разгрузочные работы на судне произведены за 26 часов, тогда как сталийное время на выгрузку вышеуказанного количества груза составляет 46 часов.
На оплату диспача за экономию сталийного времени истец предъявил ответчику счет-фактуру от 29.01.2002 N 54 на сумму 1083,33 долларов США, которая не была оплачена, в связи с чем возник спор.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что экономии сталийного времени при выгрузке груза с т/х "Марина-1" не имелось.
Согласно ст. 130 КТМ РФ сталийным временем считается срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей.
Данный срок определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
В соответствии с разделом "Сталийное время", внесенным в договор от 14.12.2001 дополнением от 20.01.2002 N 1, счет сталийного времени начинается в 13-00 часов того же дня, если нотис о готовности судна к выгрузке подан до 12-00, и с 8-00 следующего рабочего дня, если нотис подан после 12-00. Если выгрузка началась ранее указанного времени, то сталийное время начинается с момента фактического начала выгрузки.
Кроме того, данным разделом договора предусмотрены условия для исключения из сталии определенных периодов времени.
Из материалов дела следует, что нотис о готовности т/х "Марина-1" к выгрузке подан капитаном судна в 12-30 24.01.2002.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что согласно условиям договора от 14.12.2001 сталийное время на выгрузку груза с судна началось с 8-00 25.01.2002. При этом суд обоснованно исключил из сталии время, затраченное на ожидание судном таможенной очистки и разгрузку частных машин, как это предусмотрено в дополнении к договору от 20.01.2002 N 1.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что выгрузка груза произведена истцом в течении 50 часов без экономии сталии следует признать правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что сталийное время в данном случае следует исчислять с момента акцепта портом нотиса о готовности судна к выгрузке, то есть с 22-00 26.01.2002, является несостоятельным.
Как правильно указано судом, договором от 14.12.2001 не предусмотрено право порта на исчисление сталии с момента акцепта нотиса. Нарушений условий договора о подаче нотиса капитаном не допущено, поскольку доказательств того, что на момент подачи нотиса судно не было готово к выгрузке по обстоятельствам, предусмотренным договором, истец не представил. Непрохождение судном всех операций по таможенной очистке, а также разгрузка частных автомашин не является основанием считать судно неготовым к выгрузке по условиям договора и в силу ст. 129 КТМ РФ.
Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом правильно, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.09.2002, постановление от 13.11.2002 по делу N А51-7484/2002 28-280 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 130 КТМ РФ сталийным временем считается срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей.
...
Как правильно указано судом, договором от 14.12.2001 не предусмотрено право порта на исчисление сталии с момента акцепта нотиса. Нарушений условий договора о подаче нотиса капитаном не допущено, поскольку доказательств того, что на момент подачи нотиса судно не было готово к выгрузке по обстоятельствам, предусмотренным договором, истец не представил. Непрохождение судном всех операций по таможенной очистке, а также разгрузка частных автомашин не является основанием считать судно неготовым к выгрузке по условиям договора и в силу ст. 129 КТМ РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-1/198
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании