Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 марта 2003 г. N Ф03-А59/03-1/455
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от ответчика: Главного финансового управления Сахалинской области - Такунова Г.И., главный специалист по доверенности N 19-15/1 от 04.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Сахалинской области на решение от 20.03.2002, постановление от 20.12.2002 по делу N А59-4400/01-С8 Арбитражного суда Сахалинской области по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Администрации г. Южно-Сахалинска в лице финансового управления, департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании 2580544 руб. 54 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 19.03.2003.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Администрации г. Южно-Сахалинска в лице его финансового управления, департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании 2580544 руб. 54 коп. в виде компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате потребленной электрической энергии за период с 01.05.2000 по 31.10.2001.
Определением суда от 05.02.2002 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в порядке ст. 39 АПК РФ (1995 г.) привлечено Главное финансовое управление Сахалинской области.
Решением от 20.03.2002 в иске отказано со ссылкой на то, что в спорный период муниципальному образованию - г. Южно-Сахалинску из федерального бюджета финансовые средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, не передавались.
При проверке законности и обоснованности судебного решения в апелляционном порядке определениями от 20.06.2002 и от 05.07.2002 другими ответчиками к участию в деле судом привлечены Главное финансовое управление Сахалинской области и Министерство финансов РФ.
Постановлением от 20.12.2002 решение суда первой инстанции изменено. С Главного финансового управления Сахалинской области за счет средств областного бюджета в пользу истца взыскано 2580544 руб. 54 коп. В иске к Министерству финансов РФ отказано. В части взыскания с ОАО "Сахалинэнерго" государственной пошлины по иску в размере 24502 руб. 72 коп. решение отменено, а в остальном - оставлено без изменения.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 5 ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. 85 БК РФ, исходил из того, что финансовые средства на компенсацию расходов, связанных с предоставлением субсидий по оплате коммунальных услуг, были выделены области из фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а муниципальному образованию - г. Южно-Сахалинску они не передавались и не предусматривались в бюджетах Сахалинской области на 2000 и 2001 годы.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, Главное финансовое управление Сахалинской области подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что финансирование субсидий, предусмотренных Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики", осуществляется, по его мнению, исключительно из федерального бюджета, а субъекты РФ несут лишь обязанность передать полученные средства муниципальным образованиям. При этом, как указано в жалобе, в 2000-2001 годах соответствующие финансовые средства Сахалинской области из федерального бюджета не выделялись. Кроме того, ответчик полагает, что муниципальное образование г. Южно-Сахалинск располагало достаточными финансовыми средствами, которые ему были переданы на указанные расходы в виде установленных прогнозом консолидированного бюджета на 2001 год нормативов отчислений от регулирующих источников дохода, а также в виде предоставленных субвенции и дотации. Поэтому заявитель считает выводы суда несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и просит вынести новое решение о взыскании неполученных истцом доходов в размере оспариваемой суммы с муниципального образования - г. Южно-Сахалинск.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сахалинэнерго" возражало против ее удовлетворения, указывая на то, что органы местного самоуправления законом могут наделяться отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Такие средства для муниципального образования в бюджетах области не предусматривались, а установлением нормативов отчислений от регулирующих источников дохода в качестве средства ассигнований расходов на субсидии нарушен порядок наделения органа местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Главного финансового управления Сахалинской области доводы жалобы поддержал и просил направить дело на новое рассмотрение.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" в 2000-2001 годах осуществляло расчет оплаты за потребленную электроэнергию для малоимущих граждан, проживающих в домах муниципального жилищного фонда г. Южно-Сахалинска, с учетом установленных Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" субсидий, которые они вправе получать при оплате коммунальных услуг.
Денежные средства в размере суммы, на которую уменьшены платежи за указанные услуги, составляли цену иска, предъявленного ОАО "Сахалинэнерго" по настоящему делу.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что в рассматриваемый период муниципальному образованию - г. Южно-Сахалинску финансовые средства на компенсацию расходов, связанных с предоставлением указанной категории граждан субсидий, не передавались, что послужило основанием для удовлетворения требования истца за счет Главного финансового управления Сахалинской области.
Данный вывод основан на представленных в материалах дела документах и соответствует закону.
В силу ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 источники финансирования субсидий, обеспечивающих гражданам оплату жилья в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам субсидий в пределах передаваемых им органом государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.
Между тем материалы дела свидетельствуют, что в рассматриваемый период ассигнования на финансирование субсидий, в отношении которых возник спор, в Законах Сахалинской области об областном бюджете на 2000 и 2001 годы не предусматривались и муниципальному образованию в бюджет г. Южно-Сахалинск не передавались.
Установив данный факт, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет Главного финансового управления Администрации Сахалинской области, определив ко взысканию 2580544 руб. 54 коп., неоплаченных ОАО "Сахалинэнерго" в связи с предоставлением субсидий. Обоснованность присужденной суммы подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Доводы заявителя о том, что бюджет города располагал достаточными финансовыми средствами, которые ему были переданы на указанные расходы в виде установленных прогнозом консолидированного бюджета на 2001 нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, во внимание не принимаются.
При финансировании расходов за счет средств всех уровней бюджетов в законодательных актах должны устанавливаться разграничения расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы РФ. Устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет запрещается (ст. 85 БК РФ). Предоставление муниципальному образованию г. Южно-Сахалинску бюджетом области целевым назначением средств на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий по оплате электрической энергии в порядке регулирования бюджетных взаимоотношений, из материалов дела также не усматривается.
Неосновательны и доводы кассационной жалобы о непоступлении соответствующих финансовых средств из федерального бюджета. Финансирование расходов на реализацию мер социальной защиты осуществляется субъектом федерации из источников, формируемых за счет собственных средств и средств, поступающих из федерального бюджета в качестве финансовой поддержки данного субъекта. В материалах дела представлены данные о выделении Сахалинской области из Федерального фонда финансовой поддержки средств, предусмотренных для области в 2000-2001, в том числе для компенсации расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
С учетом изложенного кассационная инстанция признает постановление соответствующим установленным судом обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы заявителя, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 20.12.2002 по делу N А59-4400/01-С8 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам субсидий в пределах передаваемых им органом государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.
...
При финансировании расходов за счет средств всех уровней бюджетов в законодательных актах должны устанавливаться разграничения расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы РФ. Устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет запрещается (ст. 85 БК РФ). Предоставление муниципальному образованию г. Южно-Сахалинску бюджетом области целевым назначением средств на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий по оплате электрической энергии в порядке регулирования бюджетных взаимоотношений, из материалов дела также не усматривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2003 г. N Ф03-А59/03-1/455
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании