Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 января 2003 г. N Ф03-А59/02-2/2842
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области на решение от 05.09.2002, постановление от 31.10.2002 по делу N А59-2121/02-С11 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Закрытого акционерного общества "П" к Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области о признании недействительным решения.
В соответствии с требованием статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 16.01.2003.
Закрытое акционерное общество "П" (далее - ЗАО "П") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о признании недействительным решения Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области (далее УМНС РФ по Сахалинской области) в части взыскания пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за право пользования недрами в сумме 1296070,45 руб. и пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 340710,22 руб. и обязании ответчика произвести возврат уплаченных пеней на сумму 1271702 руб. Уточнив исковые требования, просило признать недействительным решение в части взыскания пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за право пользования недрами, начисленных с 01.01.99 в сумме 980431 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 291271 руб.
Решением суда от 05.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией от 31.10.2002, исковые требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что, несмотря на то, что Инструкциями Госналогслужбы РФ N 17 от 30.01.93 и N 44 от 31.12.96 предусмотрены декадные платежи в размере одной трети суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному, в указанных инструкциях такие платежи не названы налогам, поэтому пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ насчитана быть не может.
Не согласившись с позицией суда, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области подало кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить как незаконные, принятые с нарушением норм материального права.
Налоговый орган полагает, что при начислении пени он правомерно руководствовался ст. 75 НК РФ, сроки уплаты платежей за пользование недрами на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены Инструкциями N 17 от 30.01.93 и N 44 от 31.12.96, которые являются нормативными правовыми актами и подлежат применению.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы. Однако участия в судебном заседании не принимали.
Исследовав материалы дела, доводы изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и правильность применения норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "П" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.07.98 по 30.09.99. По результатам проверки составлен акт N 6 от 16.02.2000 и вынесено решение от 15.03.2000 о привлечении ЗАО "П" к налоговой ответственности.
Истец не согласен с решением в части взыскания пени за несвоевременную уплату авансовых платежей за право пользования недрами в размере 980431 руб. и пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в размере 291271 руб., полагая, что пени на эти авансовые платежи начисляться не должны.
В ходе проверки налоговым органом установлены нарушения подпункта "б" пункта 22 Инструкции Госналогслужбы N 17 от 30.01.93 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" и пункта 17 Инструкции Госналогслужбы N 44 от 31.12.96 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", которые выразились в том, что ЗАО "П" не вносились авансовые платежи по плате на пользование недрами и по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Начисленные пени истцом уплачены в полном объеме.
Принимая судебные акты, суд исходил из отсутствия у налогового органа правовых оснований для начисления пени на суммы авансовых платежей.
Вывод суда является верным.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии со ст. 72 НК РФ обеспечивается пеней. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку в соответствии с положениями статей 52-55 НК РФ налогоплательщик начисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода (а в случаях, установленных законом - отчетного), на основании налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период, пени могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы.
Согласно подпункта "б" пункта 22 Инструкции N 17 от 30.01.93 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" и пункта 17 Инструкции N 44 от 31.12.96 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" предусмотрены декадные авансовые платежи в размере одной трети суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному.
Таким образом, поскольку авансовые платежи должны быть рассчитаны не на основании налогооблагаемой базы за текущий период, а на основании данных предшествующего периода, взыскание пени за нарушение сроков их уплаты не основано на законе.
Вместе с тем вывод суда апелляционной инстанции о том, что изданные Госналогслужбой Инструкции не относятся к нормативным правовым актам, поэтому применению не подлежат, является ошибочным.
Согласно статье 7 Закона РФ "О введении в действие ч. 1 НК РФ" изданные до введения в действие ч. 1 НК РФ нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно ч. 1 НК РФ могут регулироваться только Федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих Федеральных законов. В Постановлении Правительства РФ N 597 от 17.05.96 указано, что Госналогслужбе РФ, совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти делегировано право разработать и утвердить инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В связи с введением в действие части первой НК РФ, Пленум Верховного Суда N 41 и Высшего Арбитражного Суда N 9 от 11.06.99 разъяснил, что исходя из статьи 7 вводного Закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Госналогслужбы РФ по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются в части, не противоречащей Кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поскольку начисленные пени истцом уплачены полностью, судом обоснованно сделан вывод и об обязании налогового органа в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить истцу излишне уплаченные суммы пени.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов кассационная инстанция не установила.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.09.2002, постановление апелляционной инстанции от 31.10.2002 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2121/02-С11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 7 Закона РФ "О введении в действие ч. 1 НК РФ" изданные до введения в действие ч. 1 НК РФ нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно ч. 1 НК РФ могут регулироваться только Федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих Федеральных законов. В Постановлении Правительства РФ N 597 от 17.05.96 указано, что Госналогслужбе РФ, совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти делегировано право разработать и утвердить инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В связи с введением в действие части первой НК РФ, Пленум Верховного Суда N 41 и Высшего Арбитражного Суда N 9 от 11.06.99 разъяснил, что исходя из статьи 7 вводного Закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Госналогслужбы РФ по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются в части, не противоречащей Кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поскольку начисленные пени истцом уплачены полностью, судом обоснованно сделан вывод и об обязании налогового органа в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить истцу излишне уплаченные суммы пени."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2003 г. N Ф03-А59/02-2/2842
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании