Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 марта 2003 г. N Ф03-А49/03-1/312
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от ответчика: Бурова Т.И., главный бухгалтер по доверенности N 9 от 03.03.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области на решение от 18.11.2002 по делу N А49-130/02 Арбитражного суда Камчатской области по иску Управления федерального казначейства по Камчатской области к Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области о взыскании 61402 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 24.03.2003.
Управление федерального казначейства по Камчатской области обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области о взыскании 61402 рублей штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета.
В качестве основания иска УФК по Камчатской области сослалось на результаты проверки Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ в Камчатской области, проведенной с 06.12.2001 по 09.12.2001 и выявившей факт неперечисления ответчиком средств, полученных за право пользования объектами животного мира в 2000 году, а также на ст. 52 ФЗ "О животном мире", ст. 75 ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
Третьим лицом на стороне истца, не заявляющим самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в Камчатской области.
Решением суда от 18.11.2002 иск УФК РФ по Камчатской области удовлетворен в заявленной сумме 61402 рубля. Суд установил обязанность истца в силу ст. 52 ФЗ "О животном мире" внесения в федеральный бюджет 40% от средств, полученных за выдачу лицензий на пользование животным миром и нарушение целевого использования этих средств, влекущих ответственность по ст. 75 ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Камчатской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в кассационной жалобой на принятое по делу решение, которое просит отменить и отказать истцу в удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что решение вынесено на основании Федерального закона "О федеральном бюджете", регулирующим бюджетные отношения, тогда как обязательные платежи, в частности, плата за пользование объектами животного мира, относятся к налоговым платежам.
При этом настаивает на том, что ни налоговым законодательством, ни ФЗ "О животным мире" не установлен механизм взыскания указанных платежей в федеральный бюджет субъекта Российской Федерации.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии со сметой Управления по расходованию внебюджетных средств на 2000 год, согласованной с Департаментом по охране охотничьих ресурсов Минсельхоза РФ, средства от платы за пользование животным миром, поступившие в указанном периоде, израсходованы на охрану животного мира, как это предусмотрено Законом "О животном мире". Поэтому заявитель жалобы считает, что нецелевого использования средств федерального бюджета им допущено не было.
Указывает на то, что Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области средства из федерального бюджета на безвозмездной или возвратной основах не получало.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержала жалобы в полном объеме.
Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Камчатской области и Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в Камчатской области, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании кассационной жалобы не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителя ответчика в заседании, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит принятое по делу решение подлежащим отмене, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, с 6 по 9 декабря 2001 года Краевым ревизионным управлением МФ РФ в Камчатской области проведена проверка в Управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области по вопросу законности направления средств, полученных за пользование животным миром и штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром за период 2000 год. По результатам проверки установлено, что ответчик в нарушение ст. 52 ФЗ "О животном мире" не перечислил 40% (319,471 руб.) от суммы, полученной за пользование животным миром, в доход федерального бюджета.
При рассмотрении спора суд правомерно установил, что обязанность по перечислению платы за пользование животным миром и порядок перечисления установлен совместным Письмом МФ РФ N 03-01-12/07-2 и МНС России N ФС-6-09/10 от 06.01.2000 "О зачислении налогов и сборов на счет 40101 и их распределении в порядке межбюджетного регулирования". Однако, удовлетворяя исковое требование о взыскании штрафных санкций, суд неправомерно исходил из квалификации указанного нарушения в качестве нецелевого использования бюджетных средств, тогда как оно является нарушением налогового законодательства.
Так, понятие нецелевого использования бюджетных средств включает в себя использование не по целевому назначению средств, выделенных из федерального бюджета, когда не достигнута цель, на которую предоставлялись эти средства; расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование.
Поскольку допущенное ответчиком неперечисление в федеральный бюджет, средств, полученных от предоставления охотникам права пользования животным миром, не обладает признаками нецелевого использования бюджетных средств, поэтому исковые требования УФК МФ РФ по Камчатской области не подлежали удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.11.2002 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А49-130/02 отменить. В иске Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатской области о взыскании 61402 руб. штрафа с Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области отказать.
Арбитражному суду Камчатской области произвести поворот отмененного судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, с 6 по 9 декабря 2001 года Краевым ревизионным управлением МФ РФ в Камчатской области проведена проверка в Управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области по вопросу законности направления средств, полученных за пользование животным миром и штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром за период 2000 год. По результатам проверки установлено, что ответчик в нарушение ст. 52 ФЗ "О животном мире" не перечислил 40% (319,471 руб.) от суммы, полученной за пользование животным миром, в доход федерального бюджета.
При рассмотрении спора суд правомерно установил, что обязанность по перечислению платы за пользование животным миром и порядок перечисления установлен совместным Письмом МФ РФ N 03-01-12/07-2 и МНС России N ФС-6-09/10 от 06.01.2000 "О зачислении налогов и сборов на счет 40101 и их распределении в порядке межбюджетного регулирования". Однако, удовлетворяя исковое требование о взыскании штрафных санкций, суд неправомерно исходил из квалификации указанного нарушения в качестве нецелевого использования бюджетных средств, тогда как оно является нарушением налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2003 г. N Ф03-А49/03-1/312
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании