Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2765
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке на решение от 13.08.2002 по делу N А51-3047/2002 8-80 Арбитражного суда Приморского края, по иску закрытого акционерного общества "П" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке, 3-е лицо - областное государственное учреждение - Фонд имущества Иркутской области о возврате из бюджета налога в сумме 303135,37 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 31.01.2003.
Закрытое акционерное общество "П" (далее - ЗАО "П") обратилось к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке (далее - инспекция по налогам и сборам) с иском, с учетом уточнения исковых требований, о возврате из бюджета налога с доходов в виде дивидендов в сумме 303135,37 руб. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено областное государственное учреждение - Фонд имущества Иркутской области (далее - Фонд имущества), выступающее в интересах Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2002 исковые требования удовлетворены со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 N 2116-1 субъекты Российской Федерации не подпадают под категорию плательщиков налога на прибыль с суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству. Поскольку истец, выплачивая дивиденды за 2000 год по акциям, принадлежащим Фонду имущества, удержал и перечислил налог на доходы с дивидендов в сумме 303135,37 руб., то указанная сумма налога как излишне уплаченная подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Правильность принятого судебного решения проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение статьи 43 Налогового кодекса РФ, статьи 42 Бюджетного кодекса РФ и статьи 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон РФ N 2116-1), в соответствии с которыми организации, выплачивающие дивиденды, обязаны удерживать у источника налог на доход в размере 15 процентов и перечислять его в доход федерального бюджета. Поэтому налог в сумме 303135,37 руб. не является излишне уплаченным и не подлежит возврату ЗАО "П".
Истец, 3-е лицо в отзывах на жалобу просят оставить жалобу без удовлетворения, а принятое судебное решение - без изменения, считая его законным и обоснованным, а также указывая на то, что субъект Российской Федерации - Иркутская область, интересы которой представляет Фонд имущества, в соответствии со статьей 1 вышеназванного Закона не является плательщиком налога на прибыль. Поэтому ЗАО "П" необоснованно начислило и уплатило налог на доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Фонду имущества Иркутской области.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Истец письмом от 20.01.2003 завил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Фонд имущества 29.01.2003 заявил ходатайство об отложении слушания дела на более поздний срок в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции считает принятое судебное решение законным и обоснованным, и не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что Иркутская область в лице Фонда имущества является акционером ЗАО "П". По итогам работы за 2000 год были начислены дивиденды по акциям, с суммы которых исчислен налог на доход из расчета 15 процентов и перечислен в доход федерального бюджета, в том числе по дивидендам, причитающимся Иркутской области, налог составил 303135,37 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 2116-1, действовавшего до 31.12.2001, плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций. Согласно статье 9 данного Закона, предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги, в том числе с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента.
Из указанных норм права усматривается, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не являются плательщиками, налога на прибыль, в том числе с суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству. Указанная правовая позиция нашла отражение также в совместных письмах Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.1993 и от 25.08.1994, зарегистрированных, соответственно, в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.12.1993 N 441 и 02.09.1994 N 679, согласно которым сумма дивидендов по акциям, подлежащая налогообложению в соответствии с Законом РФ N 2116-1, уменьшается на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части облагается налогом у источника выплаты этих дивидендов. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисляются акционерными обществами непосредственно в соответствующие бюджеты. Следовательно, указанные дивиденды являются неналоговыми видами доходов соответствующих бюджетов, что соответствует требованиям статей 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ, и не являются объектом обложения налогом на основании статьи 9 Закона РФ N 2116-1.
С учетом изложенного, у ЗАО "П" отсутствовали правовые основания для удержания с дивидендов, принадлежащих Иркутской области в лице Фонда имущества, налога в сумме 303135,37 руб., поэтому арбитражным судом обоснованно удовлетворены требования акционерного общества о возврате из бюджета указанного налога как излишне уплаченного в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Доводы инспекции по налогам и сборам о нарушении судом норм материального права являются ошибочными, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2002 по делу N А51-3047/2002 8-80 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 2116-1, действовавшего до 31.12.2001, плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций. Согласно статье 9 данного Закона, предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги, в том числе с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента.
Из указанных норм права усматривается, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не являются плательщиками, налога на прибыль, в том числе с суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству. Указанная правовая позиция нашла отражение также в совместных письмах Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.1993 и от 25.08.1994, зарегистрированных, соответственно, в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.12.1993 N 441 и 02.09.1994 N 679, согласно которым сумма дивидендов по акциям, подлежащая налогообложению в соответствии с Законом РФ N 2116-1, уменьшается на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части облагается налогом у источника выплаты этих дивидендов. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисляются акционерными обществами непосредственно в соответствующие бюджеты. Следовательно, указанные дивиденды являются неналоговыми видами доходов соответствующих бюджетов, что соответствует требованиям статей 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ, и не являются объектом обложения налогом на основании статьи 9 Закона РФ N 2116-1.
С учетом изложенного, у ЗАО "П" отсутствовали правовые основания для удержания с дивидендов, принадлежащих Иркутской области в лице Фонда имущества, налога в сумме 303135,37 руб., поэтому арбитражным судом обоснованно удовлетворены требования акционерного общества о возврате из бюджета указанного налога как излишне уплаченного в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2765
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании