Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2003 г. N Ф03-А59/02-2/2901
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО "Сахалинэнерго" - Портнова О.А., юрисконсульт по доверенности N 18-79 от 24.06.2002, Винник Г.Е. - начальник юридического отдела по доверенности N 18-167 от 04.10.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Сахалинской области на постановление от 30.10.2002 по делу N А59-1918/01-С6 Арбитражного суда Сахалинской области по иску АО "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству обороны РФ, 3-и лица: Военный комиссариат г. Поронайска и Поронайского района, Администрация Сахалинской области, Управление Федерального казначейства по Сахалинской области, Военный комиссариат Сахалинской области о взыскании 9584 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме откладывалось до 29.01.2003.
В Арбитражный суд Сахалинской области обратилось открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" с иском к Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Поронайский район" о взыскании 9584 руб. - выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг электроснабжения военнослужащим за период 1998-2000 года.
До принятия решения к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены:
- Военный комиссариат Поронайского района
- Администрация Сахалинской области
- Главное финансовое управление Сахалинской области
- Управление Федерального казначейства по Сахалинской области
- Военный комиссариат Сахалинской области.
Решением от 17.10.2002 в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что исполнение государственных полномочий по возмещению потерь в связи с предоставлением льгот военнослужащим, обеспеченных ассигнованиями из бюджета, муниципальному образованию не передавалось.
При рассмотрении дела в апелляционной инстанции к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации и произведена замена статуса Главного финансового управления Сахалинской области, ранее привлеченного в качестве третьего лица, на ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2002 решение отменено. Иск удовлетворен за счет казны Сахалинской области. Суд исходил из того, что в силу пункта 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг электроснабжения проживающим в домах муниципального фонда, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, за период с мая 1998 года по декабрь 2000 года ОАО "Сахалинэнерго" предоставлены льготы 50% - по оплате услуг военнослужащим, проходящим службу в военном комиссариате г. Поронайска Сахалинской области и проживающим в домах муниципального фонда. Сумма выпадающих доходов истца в связи с предоставлением льгот составила 9584 руб.
Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг производятся:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации,
по иному жилищному фонду за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок компенсации указанных расходов субъектами Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем финансирование расходов на содержание военнослужащих должно осуществляться из бюджета Российской Федерации.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и статье 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" определено, что раздел полномочий Федерации и ее субъекта в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Между тем, суд не рассмотрел вопрос о возможности привлечения к участию в деле Министерства финансов РФ в порядке статей 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 г.).
Однако из содержания постановленных по делу судебных актов следует, что они приняты о правах и обязанностях Министерства финансов РФ, не привлеченного к участию в деле.
Так, суд приводит доводы по которым считает, что иск не может быть удовлетворен за счет федерального бюджета (т.е. казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ).
Кроме того, суд привел доводы по которым не принял в качестве доказательства письмо Министерства финансов N 13-53/1248 от 11.03.2002, адресованное Главному финансовому управлению Сахалинской области в котором указано, что расходы, связанные с предоставлением льгот военнослужащим, производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим органам власти. За указанный период, а именно с 1998 по 2000 год, средства федерального бюджета по предметной статье 110/760 "Оплата льгот по коммунальным услугам" были предусмотрены и в полном объеме перечислены Минобороны России.
При этом суд необоснованно возложил на Главное финансовое управление Сахалинской области обязанность по предоставлению надлежащих доказательств о передаче средств на покрытие убытков по муниципальному жилью из Федерального бюджета Министерству обороны РФ.
В соответствии в подпунктом 4 пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием отмены судебных актов в любом случае.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.2002 по делу N А59-1918/01-С6 Арбитражного суда Сахалинской области отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статьях 72 и 76 Конституции РФ и статье 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" определено, что раздел полномочий Федерации и ее субъекта в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Между тем, суд не рассмотрел вопрос о возможности привлечения к участию в деле Министерства финансов РФ в порядке статей 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 г.)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2003 г. N Ф03-А59/02-2/2901
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании