Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2003 г. N Ф03-А37/03-2/92
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ООО "Д" - Ермолаева Л.С., представитель по доверенности от 04.01.2003 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Д" на решение от 05.12.2002 по делу N А37-2952/02-4 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Д" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о признании частично недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 19.02.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "Д" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области от 05.07.2002 N ИС-02/241, оспаривая пункты 1, 2.1 "а"; 2.1 "б"; 2.1 "в"; пункт 2.2 резолютивной части решения.
Решением суда от 05.12.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд установил, что оставшаяся в распоряжении налогоплательщика сумма льгот, предусмотренных для участника особой экономической зоны, является внереализационным доходом, поэтому доход в виде льготы на уплату НДС в части, начисленной с авансовых платежей доли федерального бюджета, подлежит включению в валовую прибыль.
Занижена налогооблагаемая база и на сумму регистрационного сбора, поскольку в соответствии с законом Магаданской области "О внесении изменений в закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области" N 120-03 от 06.05.2000 регистрационный сбор должен уплачиваться за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, ООО "Д", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и удовлетворить исковые требования в оспариваемой части.
Заявитель жалобы полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку при определении налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и регистрации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, поэтому налогооблагаемая прибыль должна быть уменьшена на сумму регистрационного сбора.
Закон Магаданской области "Об особой экономической зоне в Магаданской области", определяющий, что регистрационный сбор увеличивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, противоречит федеральному законодательству и поэтому не должен применяться. Кроме того, в Закон Магаданской области "Об особой экономической зоне в Магаданской области" законом Магаданской области N 120-03 от 06.05.2000 внесено изменение в части уплаты регистрационного сбора за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Учитывая, что налоговым периодом по регистрационному сбору является календарный год, закон может быть введен в действие с учетом пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации только с 01.01.2001.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Д" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов на прибыль, на имущество и других налогов и сборов за период с 18.11.1999 по 31.12.2001, в ходе которой выявлены нарушения налогового законодательства, в частности, неполная уплата налога на прибыль за 2000 год в доле местного бюджета в сумме 239860 руб. Результаты проверки зафиксированы в акте от 10.06.2002 N 02Д155, на основании которого решением от 05.07.2002 N ИС-02/241 с учетом рассмотренных разногласий истец привлечен к налоговой ответственности, ему доначислены налоги и пени за просрочку уплаты налога.
Решение налогового органа оспаривается в части взыскания налоговой санкции за 2000 год за неуплату налога на прибыль в результате занижения налогооблагаемой базы в сумме 45070 руб., доначисления налога в сумме 225352 руб., пени за просрочку уплаты налога в сумме 124503 руб.
Оспаривается и пункт 2.2 решения, которым истцу предложено уменьшить по исчисленным в завышенном размере налог на прибыль за 2001 год в сумме 285855 руб. в доле местного бюджета.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования.
При рассмотрении дела судом установлено, что ООО "Д" в 2000 и 2001 годах, являясь участником особой экономической зоны на основании свидетельства ОЭЗ N 000876, N 000230, был освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет. Сумма налога за 2000 год составила 1313126 руб., за 2001 - 1599953 руб. Однако данные суммы не были включены в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
Судом обоснованно установлено, что исходя из содержания статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость в части льгот являются экономической выгодой и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Вывод суда в этой части является законным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом налогообложения на прибыль является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов, имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. При этом прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется, как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли определяется Федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что впредь до принятия федерального закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, при расчетах налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость, и формирование финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
В соответствии с пунктом 1 Положения о составе затрат по производству и реализации, продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 с изменениями и дополнениями себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат и на ее производство и реализацию.
Регистрационный сбор за выдачу свидетельства участника Особой экономической зоны к подобным затратам не относится.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" регистрационный сбор является расходами, связанными с выдачей регистрационного свидетельства участнику Особой экономической зоны и подтверждающего получение статуса участника Особой экономической зоны для использования налоговых освобождений в соответствии с этим законом.
Факт отсутствия уплаты регистрационного сбора участника особой экономической зоны является основанием для аннулирования регистрационного свидетельства, но не влечет прекращения хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, такой сбор не является сбором, подпадающим под признаки сбора, установленного налоговым законодательством, поэтому налоговое законодательство, в том числе и пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежит. Кроме этого, налоги и сборы установлены статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Поскольку законом Магаданской области "О внесении изменений в закон Магаданской области "Об особой экономической зоне в Магаданской области" от 06.05.2000 N 120-03 предусмотрен источник уплаты регистрационного сбора: он уплачивается за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия, отнесение его на себестоимость является незаконным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.12.2002 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-2952/02-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Положения о составе затрат по производству и реализации, продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 с изменениями и дополнениями себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат и на ее производство и реализацию.
...
В соответствии с Законом Российской Федерации от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" регистрационный сбор является расходами, связанными с выдачей регистрационного свидетельства участнику Особой экономической зоны и подтверждающего получение статуса участника Особой экономической зоны для использования налоговых освобождений в соответствии с этим законом.
Факт отсутствия уплаты регистрационного сбора участника особой экономической зоны является основанием для аннулирования регистрационного свидетельства, но не влечет прекращения хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, такой сбор не является сбором, подпадающим под признаки сбора, установленного налоговым законодательством, поэтому налоговое законодательство, в том числе и пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежит. Кроме этого, налоги и сборы установлены статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2003 г. N Ф03-А37/03-2/92
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании